• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Школьники в Москве и в Риге: найти десять различий

25 сентября на очередном семинаре Института развития образования ВШЭ с докладом «Подросток на пространстве бывшего СССР: по материалам социологического опроса старшеклассников Москвы и Риги» выступил директор Института социологии образования Российской академии образования Владимир Собкин.

Кого должна готовить школа? Надежного защитника Родины? Критически мыслящего человека, готового взять на себя ответственность? Человека, способного реализовать свои замыслы? Или хорошего семьянина? Двадцать лет назад в рамках исследовательского проекта, проводимого под эгидой министерств образования России и Нидерландов, эти вопросы были заданы школьникам, родителям и учителям Москвы и Амстердама.

По словам Владимира Собкина, тогда была найдена модель «желаемого выпускника школы», описывающая ценностное пространство подростков: «Несмотря на различие в экономике и культурном контексте, школьники Амстердама и Москвы оказались удивительным образом близки друг другу в своих представлениях о том, кого должна готовить школа. Это должен был быть человек, ориентированный на нормы, хороший семьянин, с хорошей работой и стремящийся себя реализовать».

Но родители, российские и голландские, оказались «по разные стороны баррикад» в своих ценностных ориентациях. Российские родители и учителя были ориентированы на нормы, на «коммунитарность», на ценности и идеалы общества, такие как «иметь много друзей», «защищать свою страну». Голландские же взрослые были ориентированы на самореализацию и критическое отношение к миру.

Родители «тянули» своих детей в разные стороны: одни к коммунитарности, другие — к критичности и ответственности. Дети в Голландии и России, несмотря на схожие представления об «идеальном выпускнике школы», жили в ситуации совершенно различных ценностных конфликтов и «межпоколенческих напряжений». Это исследование вскрыло глубинные ценностные образования, которые характеризуют разнообразие двух культур — российской и голландской.

Тогда, в 1990-е годы, мы только входили в рыночную экономику и узнавали, как должен строиться рынок труда, услуг и капитала в сфере образования. Но как преодолеть встающие на этом пути ценностные барьеры? «Должна быть особая траектория ценностных сдвигов, которая задает формирование человека гражданского общества. И создать ее просто так, вне рассмотрения межпоколенческих конфликтов, невозможно», — отметил докладчик.

 

Новое поколение — новые ценности

И вот спустя двадцать лет проводится новое кросс-культурное исследование, на этот раз посвященное подросткам Москвы и Риги. В фокусе уже другое поколение, выросшее в новой экономической, социальной и культурной реальности.

В 1990-е годы говорилось о необходимости сохранения единых пространств на территории стран бывшего СССР — экономического, культурного и образовательного. Но что происходит сейчас? Едино ли ценностное пространство? На какие ценности ориентируются современные дети в Москве и Риге?

В Риге сохранилась очень крупная русская диаспора со своей сложной системой образования, со своими школами, где преподавание ведется на русском языке. И эта диаспора — представители русской культуры, но теперь уже в зарубежье. Очень интересно проследить, как они ощущают себя в статусе национального меньшинства, и, возможно, это позволит понять, как другие национальные меньшинства ощущают себя у нас…

Представленный на семинаре проект был реализован двумя группами исследователей: с российской стороны — сотрудниками Института социологии Российской академии наук (РАН), с латышской — Рижской академией педагогики и управления образованием. Всего опросили около 3000 учащихся старших классов. Примерно по 1000 человек из московских школ, рижских школ, где преподавание ведется на русском языке, и рижских школ с преподаванием на латышском. Ребят спрашивали, какие книги им нравятся, какие телеканалы они смотрят, с кем дружат. Всего в опроснике было около 80 вопросов, посвященных досугу подростков, их жизненным ценностям и перспективам, профессиональным планам, страхам и прочему.

Обработав массив полученных данных, исследователи получили весьма нетривиальную картину происходящего с детьми двух бывших советских городов. Очевидно, что информационная среда, в которой живут и воспитываются школьники Москвы и Риги, очень разная. Но она очень разная и среди школьников Риги, тех, кто учится в «русских» и «латышских» школах. Они читают разные журналы, смотрят разные фильмы, ценят разных художников.

Так, учащиеся рижских школ с преподаванием на русском языке сориентированы на российские телевизионные каналы, с латышским языком — на латвийские каналы. Российские печатные СМИ читают 74 процента московских школьников, вдвое меньше ребят читают российские газеты и журналы в «русских» школах Риги, а в школах, где образование ведется на латышском, нашей прессой интересуется всего 12 процентов опрошенных учеников.

Что касается программных произведений русской художественной литературы, то их читает 61 процент юных москвичей, 56 процентов учащихся «русских» школ в Риге и 12 процентов — «латышских». Но ведь именно через школу, через уроки литературы и чтение русской классики идет сохранение и трансляция российской культуры… А значит, лишь 12 процентов русскоговорящих подростков в рижских «латышских» школах останутся в русском культурном пространстве.

Изучение этого информационного поля со всей ясностью показывает, что подростки на пространстве бывшего СССР сориентированы на различное культурное содержание. «И в этом смысле Латвия — индикатор происходящего в бывшем СССР, — подчеркнул Владимир Собкин. — А что, вы думаете, в Азербайджане ситуация лучше? Наши политики все время говорят об интеграции стран СНГ. Но как мы будем интегрироваться? На каком культурном багаже?»

Ситуация с кинематографом еще более драматична, хотя есть и положительные моменты. Русское и советское кино наши подростки практически не смотрят. Ну а те, кто все же смотрит, в частности в Риге, знают только старые фильмы, такие как «Операция "Ы"», «Ирония Судьбы». Это фильмы их родителей. Современное российское кино их особенно не интересует. Но во всех трех категориях опрошенных более 70 процентов школьников — яростные сторонники зарубежного кинематографа. То есть между русскими школьниками в Москве и в Риге есть кое-что общее…

 

С кем не хочется дружить

Еще несколько сюжетов, затронутых в исследовании, касаются эмоционального самоощущения современных подростков: здесь и национальная гордость, и вопросы дружбы, и проблема буллинга (притеснений) в стенах школы.

С утверждением «Я испытываю гордость от того, что я русский» согласись 60 процентов опрошенных школьников Москвы, и значительно меньше, всего около 40 процентов учащихся рижских школ с преподаванием на латышском языке. Еще один тревожный индикатор — выбор друзей. На вопрос «кого (по национальности) ты не хотел бы видеть среди своих близких друзей» 58% ребят из «латышских» школ ответили однозначно: «Русских»… В московских школах ситуация зеркальная: 66 процентов опрошенных юных москвичей не хотят дружить с представителями других стран бывшего СССР.

«Это требует серьезного внимания со стороны государственной власти. Россия претендует на звание открытого государства и стремится удержать единое поле культурного взаимодействия со странами бывшего СССР. Но с таким социально-психологическим климатом, как у нас, с такими представлениями в массовом сознании подрастающего поколения все эти претензии остаются не более чем политической риторикой», — прокомментировал Владимир Собкин.

Исследователи также составили вопросы о различных сочетаниях постоянного и эпизодического, эмоционального и физического насилия в русских и рижских школах. Речь идет о буллинге (притеснениях) среди детей. Как оказалось, 40 процентов школьников Москвы и Риги никакого особого прессинга не испытывают. Но 7 процентов учащихся «латышских» школ в Риге становятся жертвами физического насилия со стороны сверстников эпизодически, а 3 процента — постоянно. Итого, каждый десятый опрошенный ученик «латышской» школы находится в довольно жесткой жизненной ситуации…

Завершая выступление, Владимир Собкин коснулся еще пары на первый взгляд не связанных друг с другом щекотливых вопросов — эмигрантских планов ребят и проблемы подростковых страхов.

Оказалось, что 18 процентов опрошенных из рижских школ хотели бы уехать на ПМЖ в Россию. Казалось бы, неплохо, что каждый пятый опрошенный русский латыш рвется на историческую родину, но, как заметил докладчик, «тут важны нюансы анализа». А как учатся эти дети? Из каких они социальных групп, владеют ли они английским языком? Увы, в Россию хотели бы поехать в основном представители слабых социальных групп, нижних социальных слоев. Впрочем, в Россию хотят не только приехать, немало русских подростков с удовольствием бы променяло Родину на жизнь в развитых странах Европы и США. Конечно, это они по молодости так говорят. Но все же почему? Может быть, из-за подростковых страхов?

Как выяснили исследователи, 25 процентов московских школьников, 17 процентов учащихся «русских» и 13 процентов учащихся «латышских» школ в Риге очень боятся, что у них не сложится личная жизнь. И еще более высоким оказался процент тех, кто боится, что в будущем не сможет обеспечить себя материально.

 

Так и живем…

В ходе дискуссии гость семинара Елена Селищева поинтересовалась, как сегодня, по сравнению с российско-голландским исследованием, обстоят дела с самореализацией и нормативностью у школьников Москвы и Риги. Владимир Собкин пояснил, что у сегодняшних московских школьников очень высоко стремление к социальной успешности. В отличие от рижской молодежи, у которой ценностная установка совершенная другая — на здоровье.

По поводу эмиграционных планов подростков Виктор Елкин, аспирант кафедры «Социальная психология» Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, заметил, что многие русские школьники, живущие за рубежом, просто не знают о возможностях жизни и учебы в России: «Когда-то я был основателем такой организации, как «Штаб защиты русских школ», как раз в то время русские школы в Латвии переводили на латышский язык. Я много общался с молодыми людьми, которые очень хотели уехать в Россию. Они просто не могли найти информацию о том, как это сделать».

Подводя итоги семинара, директор Центра развития лидерства в образовании ВШЭ Анатолий Каспржак отметил, что коллектив под руководством Владимира Собкина проводит очень важные исследования: «Их главная ценность в том, что мы начинаем узнавать, кого мы, собственно, готовим в наших школах. Если бы еще провести зеркальное исследование про учителей и узнать, какие люди учат наших детей, то, возможно, задачи, которые мы ставим перед образованием, станут немного более ясными».

 

Алина Иванова, специально для Новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Новые возможности образовательного союза БРИКС обсудили на международной школе в Кыргызстане

Студент из Сибири слушает лекцию профессора из Мумбаи, ученый из Пекина работает над проектом с коллегами в Сан-Паулу — такие сценарии развиваются уже сейчас. Об этом говорили на международной школе для исследователей высшего образования, которая прошла на берегу озера Иссык-Куль в Кыргызстане. Как высшее образование может адаптироваться к новым глобальным вызовам и стать доступнее для всех, детально обсудили представители России, Китая, Индии, Японии и Великобритании.

Продолжается прием на программы магистратуры НИУ ВШЭ в сфере образования

В Высшей школе экономики продолжается прием на ряд образовательных программ магистратуры. Среди них — четыре очно-заочные программы, которые готовят специалистов в сфере образования: педагогов и управленцев. Срок обучения на всех программах — 2,5 года. Есть бюджетные и платные места. Подать документы необходимо до 16 сентября. Прием на такие программы осуществляется по результатам конкурса портфолио.

Цифровизация ДПО: как построить эффективную экосистему

Цифровизация стала одним из ведущих образовательных трендов последних лет. При этом цифровая трансформация касается далеко не только учебного процесса, но и всей системы организации и сопровождения образовательных программ. Еще один тренд — переход к персональной образовательной траектории с получением микростепеней — делает все более актуальными программы дополнительного профессионального образования. Эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе «Цифровая экосистема ДПО: актуальные направления развития», прошедшем в НИУ ВШЭ.

ВШЭ приняла делегатов из 15 стран на Международной партнерской неделе в Санкт-Петербурге

23 мая в Президентской библиотеке в Санкт-Петербурге руководители и эксперты 23 вузов из 15 стран приняли участие в первом дне Международной партнерской недели. Помимо оживленной дискуссии о глобальных тенденциях развития высшего образования, состоялось подписание партнерских соглашений НИУ ВШЭ с вузами Индии, Узбекистана и Омана.

Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей

В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.

НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

На ИВО-2023 обсудили карьерные ожидания, ценности и траектории российских студентов

В НИУ ВШЭ проходит XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023), ее основная тема — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». 25 октября, в первый день конференции, состоялась специальная секция «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании», на которой исследователи из НИУ ВШЭ представили три доклада.

В НИУ ВШЭ начала работу XIV Международная конференция исследователей высшего образования

Тема конференции этого года — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». В течение трех дней исследователи из разных регионов России и зарубежных стран будут обсуждать, какие индивидуальные и институциональные факторы определяют образовательный опыт студентов, как он связан с достижением образовательных результатов и как влияет на успешность на рынке труда. Конференция продлится с 25 по 27 октября, будет представлено более 90 докладов.

Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования

В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».