«В русском языке слово «справедливость» не сопрягается со словом «война»
Ученые Вышки начали сотрудничество с исследовательским центром французской Военной Академии Сен-Сир по моральным и политическим проблемам современной войны. Одним из шагов в этом направлении стала конференция, посвященная проблемам борьбы с терроризмом и теории справедливой войны. О том, может ли быть в войне справедливость и как ученые-гуманитарии могут сотрудничать с военными, в рубрике «Взгляд ученого» рассказывает профессор факультета гуманитарных наук ВШЭ, участник конференции Борис Кашников.
Борис Кашников
На Западе сложилась теория справедливой войны. Что это такое? Считается, что есть некий набор принципов, в соответствии с которыми войну можно считать справедливой. Среди них принцип правого дела, добрых намерений, законной власти и пропорциональности. Однако мало начать войну справедливо, ее еще необходимо справедливо вести. Важнейший принцип здесь — принцип избирательности и соразмерности — гражданские лица не должны страдать и насилие не должно выходить за пределы минимальной необходимости. Считается, например, что терроризм — яркий пример несправедливой войны, поскольку террористы нарушают все или большинство этих принципов.
Лично я не поддерживаю теорию справедливой войны. Я полагаю, что современная война не может быть справедлива, но может быть морально оправдана. Но морально оправданной она является не потому, что она справедлива, но потому, что необходима. В этом смысле морально оправданной может быть только война, ограниченная необходимостью непосредственной самообороны, что и зафиксировано в Уставе ООН. Всякие попытки расширить это право, включив в него войну, оправданную необходимостью поддержания прав человека по всему миру, влечет за собой очень опасные последствия.
Кстати, в отличие, например, от английского или латинского языков в русском языке слово «справедливость» не сопрягается со словом война. Война не может быть справедлива по определению, хотя может быть морально оправдана, но только как минимальная необходимость. Война оправдана, когда человек защищает себя и свою семью, когда он защищает свою страну, но не более того. Современная война — это не «справедливая» война времен рыцарских турниров, тогда рыцари сражались по определенным правилам, не причиняя вреда мирному населению. В любой современной войне главным образом страдают невинные люди и последстви любой войны непредсказуемы.
В конференции, которая прошла в Академии Сен-Сир, кроме меня присутствовали еще три представителя Вышки — Максим Братерский, профессор факультета мировой экономики и мировой политики, Михаил Ильин, профессор факультета социальных наук, и Арсений Куманьков, преподаватель факультета гуманитарных наук.
То обстоятельство, что подобная конференция стала возможна, свидетельствует о большом желании французской стороны развивать сотрудничество с нашей страной, несмотря на все существующие сегодня политические противодействия. Об актуальности сотрудничества свидетельствует и состав участников с французской стороны. В конференции приняли участие бывший посол Франции в России Жан де Глиниасти, генеральный комиссар и руководитель антитеррористического центра Франции Люк Гарнье, президент центра исследований внутренней безопасности Тибо де Монбриал, исследователь научного центра военной академии Сен-Сир Сандрин Тагри.
Конференция лишний раз подтвердила, что разрешение актуальных проблем войны и мира требует самого широкого международного сотрудничества, что это сотрудничество должно быть междисциплинарным и научно-практическим. У нас в планах — привлечь к совместной работе также и другие факультеты Вышки и, возможно, организовать в следующем году очередную франко-российскую конференцию в Москве с участием как теоретиков так и практиков.
Братерский Максим Владимирович
Заведующий кафедрой мировой политики
Ильин Михаил Васильевич
Профессор Департамента политической науки
Кашников Борис Николаевич
Профессор Школы философии
Куманьков Арсений Дмитриевич
Преподаватель кафедры истории философии
Вам также может быть интересно:
Отчужденность ведет к одобрению войны
Чем ниже у человека уровень жизнестойкости, тем выше его отчужденность от себя, межличностных отношений и общества. В свою очередь отчужденность от собственной личности и отношений с другими ведет к одобрению военных действий как способу разрешения международных конфликтов. Это выяснили в ходе исследования доцент департамента психологии НИУ ВШЭ Ольга Гулевич и аспирант этого департамента Андрей Неврюев.
Ядерный пацифизм, правое дело и другие теории войны
Человек ведет войны с незапамятных времен. Согласно подсчетам исследователей, за последние пять тысячелетий человечество жило мирно в общей сложности не более 300 лет. И хотя большинство рядовых граждан, политиков, учёных и даже военных осознают ужасы, которыми сопровождаются войны, количество вооруженных столкновений не сокращается. Какие принципы обоснования военных действий существуют в мире, применимы ли они для России и способны ли этические нормы сдерживать агрессию, рассказал преподаватель кафедры истории философии факультета философии НИУ ВШЭ Арсений Куманьков на лекции в Культурном центре ЗИЛ.
Благополучие спасает от войны
Модернизация и распространение демократии способствуют сокращению числа военных конфликтов, рассказал Рональд Инглхарт на Третьей ежегодной международной конференции ЛССИ «Культурные и экономические изменения в сравнительной перспективе» в НИУ ВШЭ. Доклад «Культурные изменения и сокращение насилия: связь экономического развития и долгосрочного мира».
Война выходит из моды
Чем выше доходы современного человека, тем в меньшей степени он готов к тому, чтобы его страна вступила в войну. В России в последние десятилетия, как и во многих странах мира, снижается число граждан, готовых отдать жизнь за Родину. Совместное исследование Рональда Инглхарта и экспертов ВШЭ.