Итоги революции: как «арабская весна» обернулась для Ливии десятилетней зимой
После произошедшей 10 лет назад революции Ливия находится в состоянии непрекращающегося вооруженного конфликта и не может справиться с многочисленными внутренними проблемами. Россия способна сыграть позитивную роль в этом регионе, отмечали эксперты на семинаре, организованном департаментом зарубежного регионоведения НИУ ВШЭ.
Многие проблемы Ливии возникли вследствие того, что в нынешних границах она была создана искусственно – резолюцией Совета Безопасности ООН в 1951 году. На этой территории изначально не имелось достаточно ресурсов, в частности воды, для обеспечения большого количества людей, рассказал заместитель руководителя базовой кафедры Института востоковедения РАН Григорий Лукьянов. Эксперт выступил на семинаре, приуроченном к десятилетию «арабской весны» 2010-2011 гг.
Главным достижением режима Муаммара Каддафи стала модернизация экономики – огромные доходы от нефти позволили создать хорошую инфраструктуру. Ливия превратилась из страны кочевников в страну городов. Здесь построили систему водоснабжения на базе подземных источников пресной воды, что способствовало развитию сельского хозяйства и промышленности. До событий 2011 года Ливия была крупным инвестором Азии, Африки и даже Европы, одним из двигателей развития африканской торговли и рынка.
Тем не менее не стоит считать время руководства Каддафи золотым веком Ливии. Хотя во время его правления в стране не стреляли, большинство ливийцев не воспринимают это время как период благоденствия и справедливости, говорит Григорий Лукьянов. Большие трудности испытывал малый и средний бизнес, нарастали проблемы трудоустройства молодежи. Ностальгию по прошлому испытывают преимущественно люди, давно уехавшие из страны.
Транзитный период, наступивший после первой гражданской войны, не завершен. Избранный в 2012 году Национальный конгресс не смог созвать конституционную ассамблею, конституция не была одобрена, избранный парламент не смог работать в столице, продолжение деятельности «старого» парламента создало двоевластие.
Выборы 2014 года не были всеобщими, после них началась вторая гражданская война, большой конфликт, не преодоленный до настоящего времени. Его усугубило наступление Ливийской национальной армии Халифы Хафтара на Триполи в 2019 году, который контролирует восток страны и фактически является параллельной юрисдикцией наряду с правительством национального согласия Фаиза Сарджа.
В стране нет работоспособных политических партий, организации, созданные в 2011-2012 гг., не имеют влияния.
У молодежи, составляющей значительную долю населения, нет каналов политического представительства, кроме как участия в вооруженной борьбе
Наконец, растет число воюющих. Против Каддафи в 2011 году воевали не более 20 000 человек, в 2013 году, когда действовал временный переходный парламент, в вооруженные группы были вовлечены уже около 100 000 человек, теперь число комбатантов еще больше. Среди групп есть и связанные с запрещенным в России Исламским государством. Конфликт вышел за границы Ливии, охватил Нигер, Судан и Чад, через Турцию в Ливию попали комбатанты из Сирии и из регионов Сахеля. Но число жертв конфликта в Ливии существенно меньше, чем в Сирии и Йемене.
Ливийские города стали выживать самостоятельно, страна становится все более фрагментированной. Критики нынешних мирных переговоров отмечают, что на них надо приглашать не делегатов Триполи и Тобрука, а представителей 140 муниципалитетов, от которых зависит выживание населения и примирение соседей. Международные посредники пытаются помочь преодолеть раскол, ведется работа по созданию основы для проведения выборов в 2021 г.
Ливия остается многоконфессиональной и многонациональной страной, несмотря на бегство евреев и христиан. Здесь живут разнообразные мусульманские общины. Кроме арабов это туареги, амазиги и тубу, а также берберы, получившие политические права.
Боевые действия серьезно разрушили инфраструктуру, урон нанесен и нефтедобыче, которая дает более 90% поступлений в бюджет. Ключевые конфликты сейчас связаны с контролем над нефтью и ее поставками.
Войны, отметил Григорий Лукьянов, добили и без того слабое ливийское сельское хозяйство, сейчас страна вынуждена импортировать 93% продуктов питания. Ситуация усугубляется тем, что за 40 лет правления Каддафи население выросло с 1,2 до 7 млн человек и по некоторым оценкам продолжает увеличиваться.
При этом если правительство пополняет бюджет за счет нефтяных денег, то налоги с других видов бизнеса получают разные вооруженные группы. Импорт потребительских товаров и техники для производств, контроль над границей и транспортными артериями – источники дохода милитаризованных групп. Кроме того, идет контрабанда золота, экспорт и импорт оружия, вопреки эмбарго ООН. Большую часть экономики составляет теневой сектор, который формируется, в том числе, за счет миграционных потоков из Африки в Европу.
Гражданская война в Ливии, считает Григорий Лукьянов, показала спорность уместности гуманитарных интервенций, продемонстрировала неэффективность официальной дипломатии и необходимость создания неформальных диалоговых организаций, действующих совместно с ООН. Пока же международные институты не оказали должного влияния на стороны конфликта: в Африканском союзе и Лиге арабских государств нет единой позиции, а у Евросоюза не хватило политических инструментов и воли для участия в конфликте как медиатора.
Нынешняя ситуация в стране крайне сложна. Помимо внутренних участников в ливийском конфликте большую роль играют внешние игроки, в частности Турция, чьи военные участвуют в боевых действиях. Анкара намерена создать военную базу на территории Ливии – страны, которая до 1912 года была частью Османской империи. Кроме того, Турция заключила с правительством Фаиза Сараджа соглашение о разделе шельфа, против чего возражает значительная часть ливийцев, а также Египет, Кипр, Израиль и страны Европы, опасающиеся роста турецкого влияния.
Отношение России к конфликту и его сторонам Григорий Лукьянов называет весьма противоречивым. Россия долгое время дистанцировалась от собственных инициатив, ситуация изменилась в 2019 г., когда обострилось военное противостояние, и Москва вместе с Анкарой выступила за прекращение огня и переговоры. В январе 2020 г. в Москве стороны конфликта договорились о прекращении огня и принципах имплементации мирного соглашения.
Россия вместе с Турцией, Египтом и ОАЭ считает необходимым восстановить единую Ливию, способную обеспечить безопасность граждан и вернуть статус надежного партнера на мировом рынке нефти
Китай вряд ли будет играть в урегулировании важную роль, он продолжает придерживаться принципа «прежде всего экономика». В начале конфликта Пекин вывел из страны активы и 40 000 рабочих, сейчас продает немного товаров и покупает небольшое количество нефти.
Отвечая на вопрос руководителя департамента зарубежного регионоведения ВШЭ Веры Вишняковой, есть ли шансы прекращения конфликта собственными силами, Григорий Лукьянов сказал, что это невозможно. Транзит оружия и мигрантов, стал международной проблемой, требующей помощи Европы.
При этом поликонфессиональность и многоэтничность страны не являются причиной несостоятельности государства, в Ливии нет конфликта, который делает невозможным существование ливийского государства в нынешних границах.
Россия способна принять активное участие в послевоенном восстановлении Ливии, несмотря на нынешнее преобладающее влияние Турции. «Ливия всегда нуждается в поставках самых разных товаров и продуктов. Там хватает места всем, это достаточно богатая страна, чтобы решать проблемы за счет диверсификации. Ливийцы очень гибкие, они вышли из кочевников и понимают, что преграду надо обходить, а не биться в нее головой, они стремятся сбалансировать влияние одних партнеров другими», – резюмировал ученый.