• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Вышке состоялись ежегодные Математические бои

В Вышке состоялись ежегодные Математические бои

© Высшая школа экономики

В Московском институте электроники и математики им. А.Н. Тихонова (МИЭМ) ВШЭ прошли традиционные Математические бои — соревнование учащихся младших курсов по решению задач из различных областей математики. Кроме студентов МИЭМ и факультетов математики и компьютерных наук ВШЭ, участие в Матбоях в этом году приняли представители ведущих московских вузов — МИФИ, МГТУ им. Баумана, МФТИ, МГСУ и МИСИС.

Анастасия Парусникова

«В этом году команда организаторов, составителей задач и судей Математических боев включает в себя 23 человека: преподаватели, студенты и победители предыдущих сезонов», — рассказала Анастасия Парусникова, доцент департамента прикладной математики МИЭМ ВШЭ, старший научный сотрудник Лаборатории динамических систем и приложений.

В число организаторов попадают эксперты и успешные участники прошлых лет (старше второго курса).

«Два года назад наша команда победила в Математических боях, и с этого момента я активно составляю задачи. В этом сезоне стал судьей первого курса», — поделился Максим, студент мехмата МГУ.

В составе 6 команд второго курса (35 человек) и 10 команд первого курса (53 человека) соревновались представители всех образовательных программ бакалавриата МИЭМ, студенты факультета математики, ФКН, участники из МИФИ, МГТУ, МФТИ, МГСУ и МИСИС. Для 16 команд прошли 8 раундов, по результатам каждого определились 8 победителей.

Правила Матбоев стандартны. Каждая команда получает в распоряжение аудиторию. Задания выдаются уже после распределения. На решение дается 2 часа. Каждый член команды выходит хотя бы на одну задачу, но не более чем на три в сумме. На «спортивной» части соревнования — вызовах — сравниваются решения двух команд. Докладчик старается защитить свою версию решения, оппонент ищет слабые места и спорит, продвигая альтернативный подход. На помощь приходит жюри, задавая вопросы или предлагая свои методы. Оцениваются корректность вычислений, логика выступления и кругозор. Дебаты занимают на порядок больше времени, чем решение задач, но усталость участников нивелируется эмоциями и впечатлениями от победы.

«Матбои в МИЭМ значительно отличаются от других подобных соревнований, — говорит первокурсник Денис Михайлов, капитан команды. — Во-первых, тут все короче и быстрее. Обычно на решение задач отводится 4–5 часов, но здесь дается 2 часа. Еще часто не бывает ограничения по времени на доклад. Например, 2 года назад на бое рассказ оппоненту длился 30–40 минут, и разбор с жюри длился столько же. А здесь время выступления ограничено 15 минутами.

Во-вторых, состав задач другой. В матбоях обычно пара геометрических задач, одна на теорию чисел, одна на графы и т.д. С одной стороны, это облегчает матбой для новичков, но в то же время уменьшает вариативность знаний, требуемых для победы. Здесь направления заданий были менее предсказуемыми».

«Задачи были в меру сложными и отличались от тех, что мы обычно решаем. Одна, например, касалась линейной алгебры и основывалась на определении определителя и определителе Вандермонда, другая была связана с кодированием информации, то есть линейными пространствами над конечным полем. Также была задача, в которой применялась теория колец многочленов, был и матанализ», — отметил первокурсник Глеб Чекмарёв.

Формат отличается от обычной олимпиады по математике. Задача оценивается сразу после ее доклада. Каждый студент может попробовать себя в роли проверяющего. Но самое главное и интересное — это командная работа над решениями.

«Порадовало, что приехало много ребят из других вузов, — говорит второкурсник Артём Поляков, капитан команды. — Например, нам выпала возможность противостоять команде из МГТУ им. Баумана. Позитивные и сообразительные ребята, я благодарен им за проведенное время. Задачи второго курса относились к фундаментальным дисциплинам: линейная алгебра, теория вероятностей, теория функции комплексной переменной, дифференциальные уравнения, функциональный анализ. У участников моей команды, среди которых студенты второго курса матфака Вышки и ОП “Прикладная математика” МИЭМ, в образовательной программе эти курсы были или идут сейчас, поэтому чувствовали мы себя достаточно уверенно».