Филиал конкурентного развития
12—13 сентября в Перми состоялся 4-й экономический форум, в котором приняла участие делегация ГУ-ВШЭ во главе с ректором Ярославом Кузьминовым. В рамках форума отмечался 10-летний юбилей Пермского филиала Вышки.
4-й экономический форум назывался "Новые метрополии: города, которые выбирают", и его сверхзадача состояла в том, чтобы выявить факторы, благодаря которым крупный город может стать привлекательным для проживания, а также определить, в частности, конкурентные преимущества самой Перми. Ключами от будущего в этом смысле идеологи форума назвали градостроительство, культуру, образование, здравоохранение и безопасность. Эти пять "ключей" обсуждались на пленарном заседании, по ним же проводились круглые столы (разумеется, темы круглых столов и докладов были сформулированы более конкретно и в большинстве случаев основывались на материале Пермского края).
Открывая форум, губернатор Пермского края Олег Чиркунов назвал свой регион "территорией конкурентного развития", а форум — дискуссионным клубом. "Мы фактически арендовали на два дня ваши мозги, — обратился он к участникам, — чтобы вы помогли "наговорить" подходы к решению существующих проблем. Функция региональной власти — сделать так, чтобы вы могли реализовывать проекты на территории Пермского края, создать условия для вашей комфортной работы".
Хотя губернатор в данном контексте не упомянул о филиале ГУ-ВШЭ в Перми, это как раз один из таких проектов. Неудивительно, что профессора и пермской, и московской Вышки принимали участие и в предыдущих форумах. На этот раз делегация из Москвы была очень представительной, поскольку в Перми появилась возможность совместить приятное с полезным — работу на форуме и празднование юбилея филиала. В Пермь приехали ректор Ярослав Кузьминов, заместитель научного руководителя Лев Любимов, проректоры Исак Фрумин и Татьяна Четвернина, ученый секретарь Наталья Савельева, директор питерского филиала Александр Ходачек, президент нижегородского филиала Геннадий Якшин. Среди участников были и другие профессора Высшей школы экономики — например, профессора кафедры местного самоуправления Вячеслав Глазычев и Симон Кордонский.
На пленарном заседании с докладом на тему "Образование для будущего: конкуренция за человеческий потенциал" выступил Исак Фрумин. Он сделал приятное пермским коллегам, рассказав о русском профессоре-физике — выпускнике Пермского государственного университета, с которым он познакомился два года назад в Чикагском университете. Этот профессор поведал, что получил конкурентоспособное базовое образование, а в аспирантуре учился уже в Москве. А два месяца назад Исак Фрумин встретил этого профессора в университете Сент-Луиса. Оказалось, что этот университет его "перекупил", создав условия для эффективной работы (грант, лаборатория, аспиранты и проч.). Благодаря своей стратегии развития университет Сент-Луиса, став "сердцем города", имеет вторую по рейтингу в США школу медицины и первую по рейтингу школу социальной политики.
Исак Фрумин рассказал об исследованиях роли университетов в региональном и городском развитии, которые ведутся в Вышке, и о том, как меняется состав первых 500 университетов в различных мировых рейтингах: туда "ворвались" китайские, канадские, австралийские университеты. То есть конкуренция за формирование таких университетов принимает глобальный характер. В России ряд регионов также начинают использовать университетские центры как рычаги роста, а сами университеты ведут борьбу за молодежь высокого уровня (например, в Томске 58% студентов приехали из других регионов). Вывод: "Те города, которые не сделают шаги по формированию университетских кластеров, проиграют в конкуренции".
В рамках исследования роли университетов проводился опрос их выпускников, и те говорили, что по результатам обучения им не хватает практических умений. Только 24% респондентов оценили практику в университетах как "очень полезную" и "сколько-нибудь полезную". "Недавно в Вышке проходила конференция Европейской ассоциации сравнительных экономических исследований, — добавил Ярослав Кузьминов, — на которой был представлен доклад Марии Юдкевич о феномене, когда с третьего курса студенты идут работать. Оказалось, что они делают это не для заработка, а для получения компетенций, необходимых при последующем трудоустройстве. Такая мотивация появилась только в последние 5—7 лет, раньше она была иной".
"Отделить овец от козлищ"
На второй день работы форума представители Вышки приняли участие в заседании круглого стола "Город университетский. Образование для будущего". Его вела исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров Елена Соболева. На круглом столе прозвучали доклады ректоров ведущих пермских вузов. От имени пермской Вышки выступили Лев Любимов, при непосредственном участии которого филиал создавался 10 лет назад, и директор филиала Галина Володина.
Идеи, высказанные Львом Любимовым, во многом перекликались с докладом заместителя министра образования Финляндии Яны Ханнеле, выступавшей на пленарном заседании (ее специально пригласили на форум, чтобы рассказать о секретах финского школьного образования, которое оказалось первым в рейтинге международного сравнительного исследования качества образования PISA). По мнению Льва Любимова, во всех странах, за исключением нескольких лидеров, к числу которых принадлежит Финляндия, ректоры обвиняют среднюю школу в том, что ее выпускники не умеют говорить и писать, и жалуются на уменьшение доли абитуриентов, выбирающих естественнонаучные и математические специальности. Причина в том, что все страны "держат образование на уровне эпохи фабричных труб", и главный результат общего образования — запоминание. И если в ту эпоху, когда у детей не было компьютеров и домашних библиотек, такой подход был оправдан, то сегодня он стал анахронизмом. Школа эпохи знаний — такая, как в Финляндии, — дает ученикам матрицу знания, учит навигации в Сети, формирует десяток важных свойств личности, прежде всего, умение учиться.
Одна из идей Льва Любимова, отчасти реализованная в Перми, состоит в том, что школу нельзя изменить без помощи университетов. Пермский филиал ГУ-ВШЭ совместно с Департаментом образования Перми и Министерством образования Пермского края создал университетский округ, в который сегодня входят 43 школы: их учителя проходят предметную переподготовку в филиале, участвуют в олимпиадах (этот опыт уже перенимают другие регионы), сдают ЕГЭ.
Впрочем, Лев Львович раскритиковал систему высшего образования края, поскольку, как и в других регионах, здесь достаточно вузов, торгующих дипломами. В Пермском крае 35 филиалов, где обучаются 35 тыс. студентов, и 90% их программ — это экономика, право и психология. Ректорам ведущих пермских вузов, охотно рассуждающим о всеобщем падении качества высшего образования, Лев Любимов сказал следующее: "Без вашего копыта Рособрнадзор не может дать лицензию ни одному филиалу!" (для лицензирования необходимо согласие регионального совета ректоров). По его мнению, как минимум 30 тыс. студентов, обучающихся в филиалах, — это "потерянные синие воротнички", а значит — необходима санация филиалов. При этом Пермский филиал ГУ-ВШЭ — едва ли не единственное исключение: де-факто он не имеет ничего общего с филиалами, где обучение только платное, и конкурирует лишь с ведущими вузами региона. Галина Володина даже входит в региональный совет ректоров, куда директора филиалов не допускаются по определению.
Доклады ректоров Пермского государственного университета и Пермского государственного технологического университета представляли собой скорее развернутые справки о состоянии вузов, нежели проблемные сообщения по теме круглого стола. Тем не менее, о проблемах и способах их решения говорилось уже в ходе дискуссии. Отвечая на вопрос Ярослава Кузьминова об уровне студентов, обучающихся за счет госбюджета, ректор ПГТУ Василий Петров сказал, что, например, на специальность "Динамика прочных машин" раньше поступали самые сильные абитуриенты. Теперь же туда берут даже тех, кто не сумел получить больше 80 баллов на ЕГЭ (очевидно, речь шла о трех экзаменах, то есть менее 30 баллов из 100 возможных на каждом). И обвинил в этом, разумеется, школу, где, по его мнению, уже не осталось хороших учителей. На что губернатор Олег Чиркунов (он, кстати, предпочел образовательную секцию всем остальным) возразил: "В школах есть хорошие выпускники, но на эту специальность они не идут".
"Наша мечта — иметь в Перми университет, в который поедут учиться зарубежные студенты, — сказала Галина Володина. — Нужно привлекать сюда зарубежную профессуру. А проблему качества абитуриентов мы стараемся решать в рамках университетского округа".
"Высшей школе Перми нужна программа поддержки преподавателей и школ, ведущих исследовательскую работу, — подвел итог Ярослав Кузьминов. — Преподавателю нужно платить достойную зарплату, чтобы он мог отказаться от второй ставки, и "длинные" гранты. В московской Вышке гарантированная зарплата профессора — 1—1,5 тыс. долларов, а еще 2 тыс. активно работающий "доберет" грантами. Таким образом, мы "отделим овец от козлищ" — если всем платить 3 тыс., в высшей школе закрепятся 80% преподавателей, которые исследования не ведут. Надо не только зарплату повышать, но и проводить селекцию". По мнению Ярослава Кузьминова, необходимы вложения в инфраструктуру для студентов — создание нормальных социальных сервисов. И, наконец, есть проблема импорта кадров — нужно "ввезти" конкурентоспособных профессоров и платить им столько, сколько они стоят на мировом рынке. Тогда у высшей школы Перми будет шанс на победу в конкурентной борьбе.
От филиала до кампуса
Визит в Пермский филиал ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов и Исак Фрумин начали с посещения студенческой столовой, где они быстро отобедали. Как и в столовой на Мясницкой, студентов, преподавателей и администрацию здесь кормят из одного котла, но качество явно выше, да и ассортимент явно богаче. Как сказал затем Ярослав Иванович, обсуждая со студентами филиала проблему социальных сервисов, в пермском кампусе Вышки уже есть сервисы, по качеству превосходящий аналогичный сервис в московском кампусе, — это организация питания. Автор этих строк, за последние два года трижды побывавший в пермском филиале, присоединяется к комплиментам начальства: такие пельмени, пироги, салаты и многочисленные фирменные блюда с причудливыми названиями найдешь не в каждом ресторане. Например, пермских студентов кормят "посикунчиками" — пирожками, из которых при надкусывании брызжет сок, и "кармашками" — куриными отбивными с начинкой.
Впрочем, главным пунктом программы пребывания ректора в кампусе все же стала встреча со студентами разных курсов, обучающихся на дневном отделении. Ярослав Кузьминов рассказал о последних новостях жизни Вышки. О том, что она стала первым университетом при Правительстве России, что позиционируется как первый в России магистерский университет, что впервые вузу разрешено открыть бюджетное подготовительное отделения для абитуриентов магистратуры (то есть правительство представляет себе разрыв между лидерами высшего образования и основной массой вузов, где могут найтись талантливые выпускники бакалавриата). В правительство внесена программа развития ГУ-ВШЭ до 2020 года, цель которой — добиться повышения конкурентоспособности университета по сравнению с Гарвардом, Стенфордом и Лондонской школой экономики. Вышка позиционируется как исследовательский университет еще до проведения конкурсов национальных исследовательских университетов. Таким образом, перед университетом, перед его преподавателями и студентами, ставятся задачи, которые до сих пор не ставились ни перед одним вузом России.
"Мне не нравится, что Вышку в Перми называют филиалом, — сказал Исак Фрумин. — В буклете о ГУ-ВШЭ на английском языке мы назвали филиалы кампусами, что соответствует действительности. Мы не рассматриваем филиалы как структуры для получения дополнительных доходов. Идеология программы развития ГУ-ВШЭ подразумевает, что в пермском кампусе вы сможете получить те же сервисы, что и в московском".
Ярослав Кузьминов рассказал о развитии Вышки как площадки для общественного обсуждения различных инициатив в науке, экономике, политике и проч. В неделю в ГУ-ВШЭ проходит около 25 публичных, то есть открытых для внешних людей, совещаний, семинаров и конференций. Такого нет ни в одном другом университете — например, в МГУ этот показатель ниже в 5 раз. Уже на этом основании Вышка имеет шансы стать университетом социального проектирования. Наряду с сетью научно-учебных лабораторий, будет создана сеть проектно-учебных лабораторий, которые возглавят государственные деятели и лидеры корпоративного рынка. В этих лабораториях студенты будут вовлечены в практическую работу наравне со "взрослыми". В университете будет и дальше развиваться научно-исследовательская составляющая, и в ближайшие 12 лет Вышка должна стать аналогом ведущих университетов Запада, где 70—80% преподавателей ведут научные исследования.
Ярослав Кузьминов и Исак Фрумин ответили на вопросы студентов. Больше всего вопросов было посвящено магистерской подготовке. В чем состоит "добавочная стоимость" магистратуры? Стоит ли при поступлении в магистратуру менять направление обучения? Готовы ли работодатели принимать магистров и бакалавров?
Интересный вопрос был задан в связи со стратегией развития Вышки: при наличии инициативы сверху есть ли инициатива снизу? "Нельзя выдвигать стратегии, не поддержанные людьми, — ответил Ярослав Кузьминов. — Мы отказались от идеи чисто исследовательского университета, за которую выступало много коллег. Ведь чисто исследовательский университет не отвечает потребностям наших студентов. 80% выпускников ориентированы на практическую работу, и мы должны дать им соответствующие компетенцию. В России есть потребность в квалифицированных менеджерах и практиках. Но я надеюсь, что 35—40% наших студентов в будущем изберут карьеру исследователей".
"Возмутитель спокойствия"
В завершение 4-го Пермского экономического форума в доме приемов (Рыцарском зале) загородного комплекса "Демидково" состоялся прием в честь 10-летия пермской Вышки. На приеме присутствовал бомонд края и города, включая губернатора Олега Чиркунова и мэра Перми Игоря Шубина, который вручил директору лицея № 10 при филиале ГУ-ВШЭ сертификат на 5 млн. рублей для приобретения оборудования.
"1 сентября 1998 года Вышка в Перми приняла первых студентов, — рассказала Галина Володина перед тем, как произнести первый тост "За поддержку". — Было непонятно, что это такое. Понятно стало позже. Тогда нас было 11, а сегодня нас 300. Создан попечительский совет и клуб Alumni. Наш лицей № 10 — лидер школьного образования города".
"Высшая школа экономики в Перми является не просто любимым филиалом, а нормальной частью университета, — сказал Ярослав Кузьминов. — Слова о том, что пермские выпускники хорошо учатся в московской магистратуре, справедливы в первую очередь потому, что здесь, в Перми, с ними "возятся". Студент не остается один: его слушают, с ним занимаются. Вышка в Перми — это теплые человеческие отношения и жесткие образовательные стандарты. Я надеюсь, что Вышка в Перми будет еще более полезна университетскому сообществу Перми в целом, поскольку только жесткая конкуренция не может создать университетское сообщество в университетском городе".
"Для меня как представителя власти очень важно, чтобы в крае не было "спокойствия", — сказал Олег Чиркунов. — Как только где-то появляются наметки, зачатки конкуренции, я тихо радуюсь. Появление филиала Вышки в Перми и его успехи — это мощный толчок к развитию образования края. Спасибо, что вы к нам пришли и что вы много лет у нас работаете".
Борис Старцев, Новостная служба портала, Пермь — Москва
Вам также может быть интересно:
Эксперты Вышки помогли разработать перспективные проекты развития Пермского края
Эксперты НИУ ВШЭ провели стратегическую сессию «Достижение национальных целей развития на территории Пермского края», в ходе которой были разработаны конкретные предложения и проекты в самых разных сферах — от креативных индустрий до поддержки инноваций и комфортной среды для граждан. В сессии участвовали представители краевого правительства, администрации губернатора, руководители муниципалитетов, госучреждений и вузов.
«ВШЭ подключится к повестке сотрудничества России и Африки»
Высшая школа экономики совместно с российским исследовательским центром по обеспечению внешнеэкономической деятельности «Интеграция экспертизы» создадут Центр африканских исследований. Он заработает на базе факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ и станет одной из ведущих аналитических площадок по сопровождению российско-африканских отношений. О создании Центра объявят на экономическом форуме «Россия-Африка», который открывается в Сочи 23 октября.
Александр Шохин и Евгений Ясин переизбраны президентом и научным руководителем ВШЭ
Решение об избрании их на очередной пятилетний срок принято по итогам голосования членов ученого совета Вышки.
В Вышке появится кафедра географии и геоинформационных технологий
Кафедра создается во взаимодействии с Институтом географии РАН и будет заниматься проблемами геоинформатики, глобального изменения климата и социально-экономического развития территорий. Первая образовательная программа по географии в ВШЭ может появиться в 2020 году.
Вышка разрабатывает новую программу развития
15 июня на внеочередном заседании ученого совета, в работе которого приняли участие другие сотрудники Вышки и студенты, состоялось обсуждение ключевых направлений развития университета. Высказанные идеи, а также предложения от факультетов и кампусов лягут в основу новой программы развития ВШЭ, которая будет рассматриваться на осенней конференции работников университета.
Как зарабатывает и тратит университет
30 марта на заседании ученого совета подводились итоги выполнения финансового плана ВШЭ в 2017 году. Выделим главные цифры и факты.
ВШЭ запускает онлайн-курс о своих академических ценностях
Пройдя его, сотрудники Вышки смогут узнать больше об этических стандартах в исследованиях и преподавании, принятых в ВШЭ, а также познакомиться с лучшими практиками, которые помогут исключить ошибки в их работе и сделать ее более комфортной и эффективной.
Владимир Путин встретился с Ярославом Кузьминовым
9 января Президент РФ Владимир Путин встретился с ректором ВШЭ Ярославом Кузьминовым. Встреча состоялась в начале года, который будет для Вышки юбилейным — ей исполнится 25 лет.
Финансовый план ВШЭ–2017: развитие продолжается
Ученый совет НИУ ВШЭ одобрил план финансово-хозяйственной деятельности университета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.
5 лет МИЭМ НИУ ВШЭ: чего удалось добиться?
Переезд в новое здание, оснащенное современным научным оборудованием, рост проходного балла зачисленных абитуриентов, увеличение числа публикаций сотрудников в международных журналах — таковы лишь некоторые результаты работы МИЭМ НИУ ВШЭ за прошедшие пять лет. Всё это время им руководил Александр Тихонов, скончавшийся 9 декабря 2016 года.