О чем молчат региональные министры?
Участники круглого стола «Эффекты реализации приоритетного национального проекта "Образование"», состоявшегося 7 апреля в рамках X Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, обсуждали не только положительные результаты, но и возможные риски внедрения новых экономических механизмов в школьном образовании.
О важной роли национального проекта «Образование» в развитии российской системы образования сказано довольно много на разных дискуссионных площадках, в том числе, и в стенах Высшей школы экономики. Однако, как известно, повторенье — мать ученья. В своем докладе директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина напомнила, что нацпроект создал механизм поддержки лидеров и поэтапной трансляции изменений на всю систему. Что в рамках нацпроекта федеральный бюджет взял на себя расходы, непосильные для бюджетов региональных. Что, выдавая премии лучшим учителям, государство фактически возвращало им долги. Что новые экономические механизмы — нормативно-подушевое финансирование и новая система оплаты труда — внедрялись в субъектах Федерации по принципу «деньги в обмен на обязательства», причем для отказа от традиционных механизмов требовалась политическая воля руководства регионов. Средняя зарплата учителей в 31 регионе, реализующем комплексные проекты модернизации образования (КПМО), за последние два-три года выросла почти вдвое и сегодня превышает прожиточный минимум в 2—5 раз.
В прозвучавших на секции докладах Ирины Абанкиной, директора Центра прикладных экономических исследований и разработок ГУ-ВШЭ Татьяны Абанкиной и директора Центра универсальных программ Натальи Типенко (авторитетного эксперта по вопросам экономики образования), была подробно проанализирована динамика показателей 31 региона, реализующего комплексные проекты. Наталья Типенко говорила также о тех регионах, которые не участвует в нацпроекте, но все равно внедряют новые экономические механизмы (в ее мониторинге было задействовано 64 субъекта Федерации). Один из самых неожиданных ее выводов сводился к тому, что субъекты Федерации, не участвующие в КПМО, вводили новые экономические механизмы более динамично (сразу в 100% школ), нежели участники КПМО (школы входили в эксперимент поэтапно).
Впрочем, была сделана важная оговорка: если регионы КПМО, получая федеральную поддержку, были обязаны выполнять взятые на себя обязательства, зачастую немалые (например, в соответствии с модельной методикой формирования новой системы оплаты труда нужно было максимизировать стимулирующую часть фонда оплаты труда), то «обычные» регионы могли обойтись без столь революционных изменений. Более того: «обычные» регионы в своих системах оплаты труда зачастую игнорировали один из ключевых принципов федеральной модельной методики, встречающий негативную реакцию некоторой части учительского сообщества, — отказ от доплат за стаж. В результате в регионах КПМО зарплата растет у учителей, имеющих высокую квалификацию, преподающих приоритетный для школы предмет, чьи ученики демонстрируют высокие результаты на ЕГЭ и внешкольных конкурсах, а в «обычных» регионах — у учителей с опытом работы.
Интересен вывод, сделанный Ириной Абанкиной, — о том, что КПМО способствовал развитию проектной работы в регионах. Формировались региональные стратегические команды, проводился мониторинг, оценивались и предупреждались риски (например, в Чувашской республике при введении НСОТ в каждой школе «дежурили» психологи и конфликтологи). Хотя, конечно, далеко не все готовы работать в таком режиме. По мнению докладчика, угроза модернизации образования — «наше иждивенчество: люди хотят, чтобы сверху им указали, что и как нужно делать; хотим научить детей проектировать, а сами не умеем этого делать и не хотим».
В ходе дискуссии были затронуты вопросы о негативных последствиях КПМО и обстоятельствах, затрудняющих проведение намеченных реформ (нельзя же, в конце концов, все время говорить о позитиве!)
Руководитель портала «Сеть творческих учителей» Александр Драхлер предположил, что комплексные проекты модернизации образования могут привести к дальнейшему разрушению единого российского образовательного пространства, одной из мер для восстановления которого был переход к ЕГЭ. Ведь в каждом регионе КПМО используются свои модели нормативно-подушевого финансирования и НСОТ — федеральные методики дают большую свободу маневра, а значит, дифференциация усугубляет разрывы. При этом, по данным А. Драхлера, региональные начальники стараются пресекать несанкционированные контакты между учителями разных регионов. Еще одна острая проблема, о которой не раз говорилось в связи с нацпроектом, — вал отчетности: каждый шаг нужно подтверждать документами: «Что должен делать учитель: работать на качество или бумаги собирать?»
О необходимости разработки единых общероссийских критериев распределения стимулирующих надбавок в рамках НСОТ говорил и секретарь ЦК Профсоюза работников народного образования и науки Владимир Лившиц. Введение стимулирующей части в зарплате учителя — это системное изменение. Федеральное министерство предлагало довести ее до 30% фонда оплаты труда, но, по данным Владимира Лившица, в регионах КПМО средний показатель — 15%. Он считает, что регионы не получили рекомендаций по поводу замеров труда учителей, что «на местах приводит к рискам и извращениям». (Что касается критериев распределения стимулирующей части, в модельной методике они были прописаны внятно, но каждый регион и каждая школа могли корректировать их на свое усмотрение — Прим. авт.). Профсоюз предлагает провести на средства Федеральной целевой программы развития образования исследование, посвященное замерам результатов труда учителя.
Вице-президент РАО Виктор Болотов подробно рассказал о рисках, с которыми сопряжено внедрение новых экономических механизмов (прежде всего, НСОТ) и о которых региональные министры образования предпочитают не говорить вслух.
Первый риск — регион может установить, что размер стимулирующей части зарплаты учителя зависит только от баллов, которые его ученики получают на ЕГЭ (это может быть одним из критериев, но ни в коем случае не единственным). «Лобовое» использование результатов ЕГЭ некорректно, поскольку в неблагополучном микрорайоне вряд ли результаты будут хорошими, а в престижных школах учителя будут получать надбавки не столько за качество работы, сколько за «отличных детей».
Второй риск — стимулирование учителей за внешкольную активность детей. В этой ситуации учителя начинают отправлять школьников на всевозможные конкурсы, забывая о чувстве меры.
Третий риск — вытеснение из школ непедагогического персонала даже тогда, когда этот персонал необходим. По данным Виктора Болотова, в ряде регионов из школ «вытолкнули» школьных психологов. Наталья Типенко в подтверждение этого тезиса отмечала в своем докладе, что в регионах КПМО, где системы оплаты труда основаны на модельной методике, доля непедагогического персонала стала ниже, чем в «обычных» регионах.
Четвертый риск — возможное закрытие школ по экономическому принципу, то есть в целях экономии средств, а не ради повышения качества образования.
Впрочем, Виктор Болотов, с именем которого связаны многие реформы в системе образования (почти двадцать лет он занимал высшие должности в федеральных органах управления образованием), подчеркнул, что ситуация с оплатой труда в школе не устраивала никого и никогда. Зарплата учителя зависела от стажа и количества проведенных уроков, стимулов работать на результат не было. Комплексные проекты модернизации образования, по его мнению, позволили перейти от слов к делу в 31 субъекте Федерации, а остальные регионы получили внятный сигнал. Как изменение экономических механизмов повлияло на качество образования? По мнению вице-президента РАО, здесь возможен только отсроченный эффект, так что о конкретных результатах говорить пока рано.
Борис Старцев, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Виктории Силаевой
Видеозаписи выступлений на Международной научной конференции
Вам также может быть интересно:
НИУ ВШЭ открывает новую программу microdegree «Исследователь в EdTech»
Институт образования Высшей школы экономики в партнерстве с компанией Skyeng анонсировал запуск новой образовательной программы «Исследователь в EdTech: data-driven-подход для цифровых образовательных продуктов». Новый курс, призванный подготовить специалистов по комплексному анализу пользователей и рынка в сфере образовательных технологий, рассчитан на 9 месяцев и завершается присвоением microdegree.
Питерская Вышка выходит на международный рынок профессионального образования
НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург впервые познакомил международных партнеров с программами дополнительного профессионального образования (ДПО), которые реализуются в университете. Презентация прошла в рамках визита представителей Института дополнительного профессионального образования (ИДПО) университета в Индию.
НИУ ВШЭ запускает 12 новых программ высшего образования в формате онлайн
Высшая школа экономики открывает новые онлайн-программы по маркетингу, праву, ИТ, психологии и другим направлениям. С 1 апреля для поступления стали доступны 10 магистерских программ, а с 14 июня запустятся 2 новые программы онлайн-бакалавриата. Всего в НИУ ВШЭ в 2024 году открыт набор на 33 программы бакалавриата и магистратуры в формате онлайн.
Исследование, проведенное в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ, позволило запустить программу ДПО
Ученые Вышки изучают факторы, влияющие на школьную неуспешность. Эта работа легла в основу программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода». Структура программы оптимально сочетает теоретические основы раскрытия темы «Доказательный подход в образовании» с практическими способами и примерами приложения предложенных методик. В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России.
НИУ ВШЭ — в лидерах рейтинга вузов цифровой экономики
Высшая школа экономики заняла 2-е место в новом рейтинге вузов цифровой экономики по Москве и Санкт-Петербургу за 2023 год, уступив лишь МГТУ им. Баумана. НИУ ВШЭ обошел профильные ИТ-университеты — МФТИ (3-е место) и ИТМО (5-е место), — а также МГУ (4-е место).
Как нацпроекты изменили жизнь россиян
29 января в рамках торжественного мероприятия «Национальный эксперт — 2023» был представлен сводный доклад АНО «Национальные приоритеты» и НИУ ВШЭ об эффектах от реализации национальных проектов в 2019–2023 годах для российского общества. Он стал итогом серии из восьми экспертных встреч. Доклад выявляет главные векторы влияния национальных проектов на жизнь людей и страны, общество и экономику.
НИУ ВШЭ, «Тинькофф» и Центральный университет запустили олимпиаду по промышленному программированию для школьников
НИУ ВШЭ совместно с «Тинькофф» и Центральным университетом объявили о проведении первой в России олимпиады по промышленному программированию для старшеклассников — PROD. Ее участники не просто решают теоретические задачи, а работают над реальными бизнес-кейсами из ИТ. Такой формат позволяет полностью погрузиться в профессию разработчика до поступления в вуз.
ВШЭ запустила маркетплейс ДПО
Высшая школа экономики запустила инновационный цифровой проект — маркетплейс дополнительного профессионального образования. Сейчас на витрине маркетплейса размещены более 700 программ ДПО Вышки, в дальнейшем планируется привлечение программ ДПО других российских вузов.
НИУ ВШЭ занял первое место по 11 предметам среди российских вузов в Шанхайском рейтинге
Высшая школа экономики стала лидером в списке российских университетов в Шанхайском рейтинге по 11 предметам. В 7 из них Вышка — единственный представитель России. Университет впервые вошел в список лучших университетов в предметной области «коммуникации» и вернулся в список по социологии.
Институт образования НИУ ВШЭ провел 4К-тестирование универсальных навыков в школе «Снегири»
Институт образования НИУ ВШЭ совместно со школой «Снегири» изучил сформированность метапредметных компетенций у учеников младшей школы при помощи 4К-теста. Работа была проведена в рамках стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».