Как конкурс «Научная инициатива» готовит будущих исследователей
В начале 2022 года 17 исследовательских студенческих проектов были отобраны и получили финансирование от Центра академического развития студентов (ЦАРС) НИУ ВШЭ в рамках конкурса «Научная инициатива». В июле состоялся онлайн-отчет руководителей групп, которые подвели итоги работы за полгода и обменялись впечатлениями от первого этапа конкурса.
Конкурс «Научная инициатива» — программа, работающая в Вышке три года, — помогает инициативным группам студентов реализовать первый «взрослый» грантовый исследовательский проект. Здесь приветствуются самые амбициозные научные идеи — от создания экспериментальных лекарственных препаратов до строительства лазерных установок. Проект предполагает выполнение исследовательских работ исключительно студентами при консультировании научных экспертов. Команды объединяют учащихся разных научных направлений всех четырех кампусов Вышки. Опыт работы в междисциплинарном поле помогает приобрести уникальные коммуникативные навыки, а также навыки поиска, анализа и проверки гипотез. Все это позволит в дальнейшем успешно реализовываться во всероссийских и международных грантовых конкурсах.
Андрей Кожанов
«Участие в конкурсе дает студентам возможность ощутить полную самостоятельность и ответственность за научный проект и тот результат, которого он должен достичь, — говорит Андрей Кожанов, директор Центра академического развития студентов. — По аналогии с грантами РНФ в рамках “Научной инициативы” проходят две отчетные сессии — промежуточная и итоговая. Промежуточный отчет помогает исследовательским командам актуализировать статус проекта, найти новые подходы и ориентиры в их реализации и скорректировать план дальнейших научных работ».
Каждый июль исследовательские команды подводят промежуточные итоги работы своих проектов вместе с экспертной комиссией конкурса. Подобная процедура помогает сверить часы: соотнести план выполнения работ и его статус. Благодаря такому формату студенты осваивают необходимые навыки научной коммуникации, так как одна из важных задач, стоящих перед выступающими, — простыми словами донести до коллег и экспертов комиссии информацию о своем проекте и достигнутых результатах.
Дмитрий Дагаев
«Важная особенность конкурса “Научная инициатива” состоит в том, что студенты являются инициаторами и координаторами исследовательского проекта, то есть проходят все этапы работы с нуля, а не подключаются к уже работающим командам, — объясняет Дмитрий Дагаев, директор по академическому развитию ВШЭ. — Это требует от молодых исследователей увлеченности научным вопросом, умения формировать команду и планировать работу, понимания академических стандартов и основных этапов реализации проекта. Взрослые консультанты и члены жюри с радостью помогают студентам, но именно студентам предстоит получить научный результат. Опыт показывает, что многие команды справятся с этой задачей!»
Полгода работы студенческих команд дает определенный срез. Насколько студентам из разных научных направлений удалось наладить коммуникацию внутри команды и распределение обязанностей? Какие работы каждый из участников выполняет? Какие навыки они получают в процессе общения и реализации своих проектов?
Алиса Сторчак
Алиса Сторчак, руководитель проекта «Как выглядит русское кладбище? Соотношение правовых и неформальных практик», рассказывает, что наиболее важными этапами работы ее команды были выбор исследуемых локаций, потому что они хотели рассмотреть кладбища нескольких городов, и разработка методологии: «Мы с командой прочитали достаточно большое количество литературы по теме, проанализировали НПА, накидали первые идеи относительно методов исследования, а промежуточный отчет помог нам всю эту информацию систематизировать, сделать акценты на том, что действительно важно для раскрытия нашей темы. Надеемся, дальнейшая работа будет еще более насыщенной и продуктивной».
Ольга Колодеева
Ольга Колодеева, участник проекта «Исследование изменений в транскриптоме рака мочевого пузыря при воздействии препаратов цисплатина и гемцитабина», считает промежуточный отчет важным шагом, поскольку команда смогла подвести итоги: «Мы систематизировали все результаты, что было достаточно непросто, учитывая большое количество полученных данных». Кроме того, узнав промежуточные результаты проекта, жюри конкурса предложило связать команду с другими исследователями для дополнительных консультаций. «Мы надеемся по итогам проекта опубликовать научную статью, что внесет вклад в понимание возникновения устойчивости рака мочевого пузыря к нашим препаратам, — говорит Ольга Колодеева. — В дальнейшем эта идея сможет лечь в основу создания коммерчески ориентированной тест-системы, которая позволит прогнозировать эффективность препаратов до назначения стандартного протокола лечения».
Арслан Галиуллин
Арслан Галиуллин, руководитель проекта «Создание бюджетной системы проекционной оптической и ультрафиолетовой литографии с субмикронным разрешением и динамически перестраиваемой теневой маской», рассказывает, что в первое полугодие «Научной инициативы» его команда успешно провела прототипирование устройства: «На промежуточном отчете эксперты Вышки дали ценные советы по организации работы и по коммерциализации нашего научного проекта. Если бы не было этого конкурса в Вышке, я бы не смог развить свой проект до MVP!»
Елена Попова
Елена Попова, руководитель проекта «Логика в лаборатории: модели для психологии рассуждений», отмечает, что за эти шесть месяцев ее команда значительно продвинулась в разработке и реализации их проекта по психологии рассуждений: «Это были насыщенные и очень интересные полгода исследовательской и не менее важной командной работы, в которой мы, студенты с разных образовательных программ, вместе продумывали дизайн экспериментов, собирали статистические данные и анализировали их. Благодаря промежуточному отчету у нашей команды появилась новая и амбициозная цель — подготовка научной публикации».
Промежуточные итоги «Научной инициативы» подтверждают, что замысел конкурса реализуется полностью, отмечает заместитель проректора ВШЭ Илья Яськов. «Помимо сугубо исследовательской работы, студенты погрузились и в социотехническую: меняли роли в команде, привлекали новых участников проекта, находили экспертов за пределами университета, — говорит он. — Самое важное: команды продолжают свою работу, и я уверен, что к окончанию проекта зажгутся новые звезды вышкинской науки».
По итогам промежуточного отчета 15 исследовательских проектов продолжат получать финансовую и экспертную поддержку Центра академического развития студентов. Итоговый отчет запланирован на декабрь 2022 года.
Чтобы следить за тем, как происходит реализация проектов, и не пропустить объявления о старте конкурса «Научная инициатива» в январе 2023 года, подпишитесь на телеграм-канал.
Вам также может быть интересно:
В Вышке стартует регистрация на IV конкурс «Научная инициатива»
Центр академического развития студентов (ЦАРС) НИУ ВШЭ начал прием заявок на Конкурс командных исследовательских проектов студентов «Научная инициатива». Его участниками могут стать студенты бакалавриата и магистратуры всех кампусов Вышки. Они не только выступят в роли ученых-исследователей, но и попробуют себя в качестве научного менеджера и руководителя небольшого научного коллектива. Регистрация продлится до 3 марта.
Конкурс «Научная инициатива»: реализация исследовательских проектов студентов продлится до конца года
В апреле в Высшей школе экономики подвели итоги конкурса командных исследовательских проектов студентов «Научная инициатива». Всего на конкурс поступило 22 коллективные заявки от студентов 20 различных образовательных направлений Вышки в Москве, Перми и Нижнем Новгороде. По итогам экспертизы конкурсная комиссия одобрила 17 междисциплинарных проектов, которые будут реализовываться до декабря 2022 года.
В Вышке началась регистрация на конкурс командных исследовательских проектов студентов «Научная инициатива»
Центр академического развития студентов (ЦАРС) НИУ ВШЭ начинает прием заявок на третий по счету конкурс командных исследовательских проектов студентов «Научная инициатива». Принять участие могут студенты бакалавриата и магистратуры всех кампусов Вышки. Участники смогут выступить не только в роли исследователей, но и попробовать себя в качестве научных менеджеров и руководителей небольшого научного коллектива. Регистрация на конкурс продлится до 28 февраля.