Деньги должны работать на результат
С докладом "Нормативно-подушевое финансирование в вузах: перспективы и риски (по результатам вариативных расчетов нормативов для пилотных вузов)" выступила Татьяна Абанкина, директор центра прикладных экономических исследований Института развития образования ГУ-ВШЭ.
Не секрет, что эффективность системы образования в решающей степени определяется финансированием. Еще с советских времен финансирование системы высшего образования осуществляется в России за счет средств федерального бюджета. Пока в российских вузах действует прежняя система сметного финансирования, но уже активно обсуждается вопрос введения системы нормативно-подушевого финансирования — системы, ориентированной на результат. Однако для перехода на новую модель необходимо определить методику расчетов нормативов финансирования. Об этом и шел разговор 13 марта 2008 г. на научном семинаре в ГУ-ВШЭ под руководством Я. Кузьминова, Б. Рудника и И. Фрумина.
С докладом "Нормативно-подушевое финансирование в вузах: перспективы и риски (по результатам вариативных расчетов нормативов для пилотных вузов)" выступила Татьяна Абанкина, директор центра прикладных экономических исследований Института развития образования ГУ-ВШЭ. Базовой частью ее выступления стал реализованный в 2007 г. проект по разработке и расчетной апробации на примере 30 пилотных вузов методики нормативно-подушевого финансирования образовательных программ высшего профессионального образования. Проект осуществлен ГУ-ВШЭ совместно с Финансовой академией и Академией народного хозяйства при Правительстве РФ .
Принцип подушевого финансирования в образовательной системе разрабатывается давно. Как напомнила Т. Абанкина, одно время обсуждалась даже зависимость бюджетной поддержки будущих студентов от успешности их обучения в школе. Но, к сожалению, такая модель, с точки зрения ее практической реализации, обогнала время, и вузы оказались не готовы к ее внедрению, в том числе, и с учетом введения ЕГЭ. На данный момент не существует полного пакета регламентирующих документов для расчетов нормативов подушевого финансирования. И сама модель нормативно-подушевого финансирования "на сегодня во многом дефицитна", а имеющиеся нормативы "можно признать устаревшими".
Разработанная методика расчета нормативов подушевого финансирования образовательных программ высшего профессионального образования (ВПО), как сообщила докладчица, базируется на использовании базовых нормативов подушевого финансирования обучения студентов в вузах. Базовый норматив определяет постоянную составляющую норматива подушевого бюджетного финансирования программ ВПО и формируется по уровням образовательных программ бакалавриата, специалитета и магистратуры. Этот норматив корректируется с помощью коэффициентов, что позволяет учитывать длительность отдельных этапов образовательных программ, особенности реализации образовательной программы по группам специальностей, форму обучения (очная или заочная), территориальное расположение вуза и связанные с этим различия нормативных объемов расходов по их отдельным видам.
Научный семинар "Актуальные исследования и разработки в области образования" |
Были разработаны два варианта базовых нормативов подушевого финансирования обучения студентов в вузах в бакалавриате, специалитете и магистратуре. Первый вариант составлен на основании нормативных актов, которые сегодня определяют расходные обязательства Российской Федерации в сфере ВПО. Второй базируется на Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., которая утверждена распоряжением Правительства РФ. На основании этого документа разработчики проекта произвели расчет годового нормативного объема расходов на оплату труда работников вузов исходя из размеров среднемесячной оплаты труда в экономике в расчете на одного студента. "При этом доля оплаты труда в этом нормативе сразу выросла, поскольку другие расходы не изменялись", — констатировала Т. Абанкина.
"Сегодня, несмотря на принятие закона о переходе к двухуровневой системе высшего образования, — отметила Абанкина, — нормативной основы, указывающей четко на отличие программ подготовки бакалавров и магистров с точки зрения их финансирования, нет. Но вузы, желающие стимулировать переход к двухуровневому высшему образованию, должны видеть, что разница в финансовых затратах на эти программы не существенна".
Результаты расчетной апробации, проведенной для 30-ти пилотных вузов, подведомственных Рособразованию, показали, что при переходе к бюджетному финансированию вузов на основе базовых нормативов финансирования и коэффициентов дифференциации программ ВПО, происходят существенные и неравномерные изменения в объемах бюджетного финансирования вузов, независимо от того, на какой основе происходит расчет базовых нормативов. При этом явно недостаточным является финансовое наполнение базовых нормативов, рассчитанных в соответствии с расходными обязательствами РФ, и переход на такую модель приведет к недопустимому снижению объемов бюджетного финансирования вузов во всех федеральных округах. Проведенный анализ показал, что только у Ярославского и Костромского государственных технических университетов такой переход не связан со значительным сокращением объемов бюджетного финансирования. В других вузах сокращение объемов финансирования составляет от 8% до 64% (по расчетам на 2007 г.).
Если в основу расчетов базовых нормативов подушевого финансирования положить Концепцию модернизации системы образования на период до 2010 г., в которой определение нормативного объема расходов на оплату труда профессорско-преподавательского состава ориентировано на уровень средней заработной платы в экономике, то финансовое наполнение базовых нормативов является достаточным.
Расчеты для 2007 г. показывают, отметила Т. Абанкина, что практически все вузы увеличивают объем бюджетного финансирования по сравнению с действующим порядком при переходе к финансированию на основе нормативов, рассчитанных в соответствии с требованиями Концепции модернизации. В 2008 г. картина несколько меняется: 25 из 30 пилотных вузов увеличивают объем бюджетного финансирования, а для оставшихся 5 вузов возникает риск снижения его объемов. Так, объем бюджетного финансирования Магнитогорского государственного университета может снизиться на 33%, Петрозаводского — на 21%, Томского — на 14%.
Абанкина подчеркнула, что для преодоления рисков снижения объемов бюджетного финансирования и роста межрегиональных различий в финансовой обеспеченности вузов, необходим переходный период, в течение которого введение системы нормативно-подушевого финансирования проводилось бы для каждого вуза с учетом и базовых нормативов, и фактических объемов финансирования на момент перехода к новой финансовой модели.
Из выступлений участников семинара стало ясно, что переход на нормативно-подушевое финансирование российских вузов встречает неоднозначную реакцию в научном сообществе. Так, известный специалист по вопросам финансирования образования Сергей Беляков высказался за сохранение существующей системы финансирования.
Официальным дискуссантом на семинаре выступила Ирина Рождественская, сотрудница Института региональных экономических исследований. В целом, по ее мнению, авторами методики проделана важная работа, опираясь на результаты которой можно продвигаться далее в поиске наилучшего варианта системы бюджетного финансирования образования в российских вузах.
"Переход на нормативно-подушевую систему финансирования вызван необходимостью финансового обеспечения тех условий, которые мы хотим создать в наших учебных заведениях. Особенно — с принятием нового закона о стандартах, когда образовательный стандарт будет включать и материальные, и кадровые условия, — подытожил проректор ГУ-ВШЭ Борис Рудник. — И у нас должен быть определенный показатель, норматив, который позволяет обеспечить эти условия. Важно добиться и прозрачности системы распределения средств между вузами. Когда есть норматив, выполнение такой задачи облегчается. Переход к нормативно-подушевой системе поможет реализовать и принцип "Деньги следуют за учащимся", когда смета расходов будет утверждаться в зависимости от числа обучающихся, от объема оказываемых образовательных услуг".
Николай Вуколов, Новостная служба портала
Вам также может быть интересно:
Как провести реформу школы в отдельно взятой канадской провинции и в России
18 февраля на традиционном семинаре Института образования ВШЭ, состоявшемся в рамках Пятых Сабуровских чтений, выступил почетный профессор Института исследований в области образования Университета Торонто Майкл Фуллан, рассказавший об опыте реформ школьного образования в Канаде.
Человеческая версия университетской истории
24 апреля состоялся очередной семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института развития образования ВШЭ. С докладом «Антропологический подход к изучению истории российских университетов» выступила заместитель директора Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева ВШЭ Елена Вишленкова.
Кризис дополнительного образования
10 апреля состоялся очередной семинар Института развития образования ВШЭ, на котором с докладом «Дополнительное образование школьников: первые итоги и перспективы исследования» выступил заведующий научно-учебной лабораторией «Социология образования и науки» Санкт-Петербургского кампуса ВШЭ Даниил Александров.
Образование — «плавильный котел» наций?
7 февраля состоялся очередной семинар Института развития образования ВШЭ. С докладом на тему «Теоретический и политический контекст образования в многонациональном социуме (сравнительная характеристика)» выступил заведующий кафедрой Московского педагогического государственного университета, член-корреспондент Российской академии образования Александр Джуринский.
Больше часов на предмет — выше результаты ЕГЭ?
24 января состоялся первый в этом году семинар Института развития образования (ИРО) ВШЭ. С докладом на тему «Вклад профессиональных характеристик и практик учителей в результаты ЕГЭ» выступил старший научный сотрудник ИРО Андрей Захаров.
Медсестра с университетским дипломом
22 марта в Высшей школе экономики прошел семинар Института развития образования ВШЭ, посвященный проблеме возможного кризиса высшей школы в ближайшие годы. С докладом «Третичное образование в России в переходный период» выступил директор Исследовательского центра по изучению инфраструктурных отраслей Московской школы управления «Сколково», декан Monitor University (США) Алан М. Кэнтроу.
Университетский дух неравенства
15 марта в Высшей школе экономики прошел очередной семинар Института развития образования ВШЭ, посвященный проблеме доступности обучения для детей из разных социальных групп во всем мире. С докладом «Равенство и развитие человеческого капитала: роль высшего образования» выступил координатор по Восточной Европе проектов в сфере высшего образования Всемирного банка Джамил Салми.
Почему Россия — не Финляндия
10 марта в Высшей школе экономики прошел семинар Института развития образования (ИРО) и экспертной группы по подготовке предложений по актуальным проблемам Стратегии-2020 «Новая школа»: ключевые проблемы социализации детей и развитие образования в современной России».
Можно ли доверять студентам педвузов?
22 февраля на семинаре Института развития образования (ИРО) НИУ ВШЭ с докладом «Качество педагогического образования в России (по результатам международного исследования по изучению педагогического образования и оценке качества подготовки будущих учителей математики TEDS)» выступила директор Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования (РАО) Галина Ковалева.
Деньги на зарплаты учителям закончились?
8 февраля на очередном семинаре Института развития образования ВШЭ с докладом «Результаты мониторинга оплаты труда учителей в 2009-2010 годы» выступила директор Центра универсальных программ Наталия Типенко.