Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Отдача от высшего образования у выпускников-заочников ниже, чем у очников

Отдача от высшего образования у выпускников-заочников ниже, чем у очников

© iStock

Сотрудники Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) НИУ ВШЭ выяснили, что 70% выпускников заочной формы обучения в течение года после окончания вуза не получают значительного прироста зарплаты. Этим они отличаются от выпускников очной формы обучения, которые уже в первый год зарабатывают больше, и в дальнейшем разрыв растет. Результаты исследования изложены в статье «Судьба заочника: выпускники российских вузов заочной формы обучения на рынке труда», опубликованной в журнале «Вопросы образования» №1 за 2025 год.

Авторы исследования — научный сотрудник ЛИРТ к.э.н. Ксения Рожкова, заведующий ЛИРТ Сергей Рощин и старший научный сотрудник ЛИРТ Павел Травкин — констатируют, что одним из важных механизмов массовизации российского высшего образования на рубеже 2000-х годов стал рост охвата населения заочными программами. Заочники по-прежнему составляют значимую часть университетского выпуска: 41,6% среди выпускников 2018 года и 35,7% среди выпускников 2022 года.

В основу проведенного анализа легли тотальные административные данные Мониторинга трудоустройства выпускников — проекта, реализуемого совместно Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Федеральной службой по труду и занятости. Данные охватывают выпускников бакалавриата и специалитета двух лет выпуска — 2018 и 2022 годов. Их результаты на рынке труда измеряются в период с октября 2022 года по сентябрь 2023-го, т.е. в течение первого года после получения диплома для выпуска 2022 года и пятого — для выпуска 2018 года.

Авторы исследования фокусируются на выпускниках бакалавриата и специалитета очной и заочной формы обучения 2018 и 2022 годов: 649 269 наблюдений в 2018 году и 568 375 наблюдений в 2022-м. Выпускники-заочники составляют 41,6 и 35,7% выборки соответственно. Выборка ограничена выпускниками, которые не продолжили обучение на других программах высшего образования — в магистратуре, аспирантуре и др.

Согласно имеющимся данным, на последнем курсе студенты-заочники зарабатывают больше, чем выпускники очной формы, что может быть результатом разницы в часах, затрачиваемых на работу (полная занятость у заочников и частичная у очников). Однако, несмотря на более высокий старт, дальнейший рост зарплат у заочников происходит крайне медленно, что позволяет выпускникам очной формы обучения быстро отыграть первоначальное отставание. Через год после выпуска очники зарабатывают в среднем на 3–5% больше выпускников заочных программ, а через пять лет после выпуска ситуация кардинально меняется: разрыв в зарплате возрастает до 22% в пользу выпускников очной формы обучения.

© iStock

Исследователи объясняют это тем, что ценность навыков и рабочего опыта очников растет быстрее — вероятно, из-за различий в качестве приобретенного человеческого капитала. Зафиксирована разница в отдаче на одни и те же характеристики для выпускников очной и заочной формы обучения. Например, опыт совмещения учебы с работой оказывается более ценным для выпускников очных программ. Наличие более продолжительного опыта работы у заочников, в том числе во время обучения, сокращает наблюдаемый зарплатный разрыв, в то время как традиционные показатели качества образования (тип вуза, диплом с отличием) его увеличивают.

С одной стороны, обучение в заочном формате позволяет полноценно работать, обеспечивать себя, строить карьеру, достигать руководящих должностей параллельно с получением диплома. Однако слабая положительная динамика трудовых доходов после выпуска, стремительно растущий разрыв в заработных платах с выпускниками-очниками показывают, что диплом выпускника заочной программы заведомо не равен диплому об очной подготовке. Причина прежде всего в том, что на заочных программах обучаются академически менее способные студенты, в том числе те, кто в иных обстоятельствах просто не смог бы стать выпускником вуза. Конкурс на заочные программы практически отсутствует или крайне низок, на них обучаются в основном выпускники СПО, использующие колледж как способ обхода ЕГЭ.

Авторы исследования также отмечают, что очное обучение предполагает развитие кардинально иного уровня профессиональных навыков, который оказывается недоступен при заочном освоении программы. В результате отсутствие профессионального фундамента, который закладывается качественной образовательной подготовкой, не позволяет выпускникам заочной формы обучения профессионально расти после вуза, о чем свидетельствует их низкая карьерная и зарплатная мобильность. В перспективе пяти лет даже низкоселективное очное образование оказывается экономически более выгодным, чем заочное.

Еще один фактор — окружающая социальная среда, которая дает возможность выстраивать устойчивые горизонтальные связи: она доступна только при очном обучении.