• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Правильные понты в приличном обществе

О том, как дедлайны делают хороших пиарщиков и почему студенту нужно уметь вертеться, рассказывает Олеся Кузнецова, PR-директор компании "Мамба", выпускница факультета прикладной политологии ГУ-ВШЭ.

— Расскажи, почему в свое время была выбрана именно Вышка.

— Там история забавная вышла. Мои родители, поскольку занимались медицинским бизнесом, хотели отправить меня по своим стопам. Матушка говорила: ну а зачем тебе что-то еще? Пойдешь спокойно по проторенной дороге. А я этого совершенно не хотела, мне хотелось журналистикой заниматься или чем-то в этом роде. Так получилось, что попал мне в руки вышкинский буклет. Мне понравилось, и я решила сюда поступать на политологию.

— А что именно тогда понравилось?

— Понравился перечень дисциплин — по сравнению с МГУ и иже с ним. Ожидала чего-то более позитивного, чем набор базовых дисциплин. Хотелось каких-то более практических знаний, какого-то места, где придется думать самой, а потом куда-то прикладывать свои знания, а не просто ходить на лекции. Тем более перед глазами были примеры старших товарищей, которые поступали в МГУ и которые, мягко говоря, там не учились. Мне рассказывали, что у них был курс по радио, и в аудитории не было ни одной розетки, чтобы включить это самое радио. Немалую роль сыграл список сдаваемых дисциплин. Нужно было сдавать историю, я ею давно увлекалась. Олимпиаду я тогда по истории как раз и выиграла, а потом, поскольку была нормальной школьницей и нахомячилась на последнем звонке, чуть было не провалила русский язык по причине неадекватности состояния. В приемной комиссии тогда расстрелять были готовы — я же выиграла олимпиаду, мне было достаточно сдать все на тройки. Математика была не очень сильная, с ней было просто, а я ее никогда особенно не любила. Так, собственно, и выбрала.

— А как ты устраивалась на работу?

— На первую студенческую работу я пошла в молодежную Летнюю школу, организованную Н. Ю. Беляевой. Как-то так получилось, что я туда вписалась, стала этим заниматься и получать за это деньги. Потом, уже на четвертом курсе, приятель, тоже вышкинец, позвал работать в российскую игровую индустрию. Это была крупнейшая компания в своей отрасли, и я туда попала по профилю, уже пиарщиком. Это, собственно, был старт карьеры. Потом я работала на Мосэнерго, Каспийский трубопроводный консорциум, фактически на всю российскую энергетику. Тут надо сказать, что если кто-то мечтает о такой вот корпоративной карьере, то надо понимать, что ты должен быть специфическим человеком. Забудь о творчестве, о быстрой красивой карьере: не бывает. Очень жесткие рамки, и если ты им не соответствуешь, то все, прощай, дверь там. Кроме того, режим работы очень неровный: либо ты пашешь как проклятая до двенадцати, либо сидишь и думаешь: ну чем бы еще заняться?! Такого, что работа есть всегда, просто нет. Ну а потом замечательный человек Никита Игоревич Шерман, ныне президент компании "Одноклассники", с которым мы познакомились в игровой индустрии, сделал мне предложение, от которого нельзя было отказаться, — стать пиар-директором компании "Мамба". Это крупная компания в области интернет-дейтинга (а проще говоря, в области интернет знакомств и всем, что с этим связано, одна из крупнейших в Рунете, как по аудитории — посещаемости, так и по доходности). Если как-то подводить итоги, то в игровой индустрии занялась уж тем, что попалось, в энергетику ушла, потому что хотелось посмотреть, что за бизнес, посмотрела, не понравилось, не вкусно, ну а "Мамба" — это уже сознательный выбор, когда я понимаю, чего хочу, какой статус, в какой области. И сейчас мне как любому пиарщику, хорошему пиарщику, не нужно говорить, что делать, как делать.

— А что такое, по-твоему, "хороший пиарщик"? Что нужно для того, чтобы им стать?

— Я бы начала со стандартных навыков: говорить и писать. Если человек не умеет складывать слова в предложения, это стопроцентное попадание "в молоко". Уметь анализировать, уметь думать самостоятельно. А человеческие качества тут нужны, может быть, для частной жизни даже отрицательные — это наглость, это определенная жесткость, потому что если выходишь на определенный уровень, то начинают заваливать проектами, которые компании реально не нужны. Большинство современных пиарщиков делают дело ради дела, а на самом деле нужно думать о том, что это даст. Креативность — это банально, любой человек может что-то придумать. Ну и фантастическая работоспособность требуется, желание очень много работать. А дальше уже зависит от области.

— А какие курсы больше всего пригодились на работе?

— Если б я еще не была такой безалаберной студенткой... Там такие предметы! Я могу по преподавателям назвать. Это, бесспорно, Дмитрий Семенович Шмерлинг, это, к сожалению, ныне покойный Александр Олегович Крыштановский. Это Валентина Николаевна Кириллина, это Ирина Альбертовна Халий. На ФДП очень хорошо преподавала Светлана Васильевна Квашонкина, без ее базовых занятий было бы тяжело. Вообще очень много было хороших педагогов. Особенно я благодарна тем, кто преподавал на 4-м, 5-м курсах. Там уже пошли практические дисциплины, и этим преподавателям я очень благодарна за понимание: я тогда уже работала и могла сказать, что вот оно так, но на самом деле не совсем. И тут по идее преподаватель должен сказать: сиди и слушай. А он с тобой, студенткой, что-то обсуждает и даже принимает твою точку зрения, это удивительно и очень приятно.

— Что бы ты посоветовала нынешним студентам: больше учиться или больше работать?

— От цели зависит. У меня был приятель, который пошел в науку, и ему все пригодилось. Если хочешь заниматься наукой, то нужно учиться, учиться и еще раз учиться. А если нет, то нужно пойти поработать, потому что у работодателей в России сложился порочный круг: нет опыта работы — "до свидания!" На третьем курсе точно не следует расслабляться в учебе, а вот на четвертом нужно искать работу. У нас много прекрасных профессоров, тот же Шмерлинг, у которых есть свои институты, свои фонды, свои проекты. Нужно в них принимать участие, потому что это очень солидная база для поиска будущей работы.

— Что из полученного в Вышке пригодилось больше всего: знания, связи или что-то еще?

— В общем плане вуз — это не столько образование, сколько гарантия того, что человек провел эти пять лет в приличном обществе. Кроме того, это умение учиться и познавать что-то новое. Ну и умение общаться и находиться в какой-то ориентированной на результат среде. Это то, что дает любой хороший вуз, а Вышка в особенности. Я не могу назвать что-то конкретное, но это совокупность навыков, в том числе важнейшее для пиарщика умение вертеться: "Ой! У нас дедлайн? А мне такой кирпич вчера на голову упал, что я не смогла сдать вовремя. Примите у меня сейчас!"

— Как считаешь, выпускники Вышки отличаются от выпускников других вузов?

— Да, и сильно. Общим культурным уровнем. Есть еще и такое понятие, как статус в обществе. Так вот, выпускник Вышки имеет заведомо более высокий статус, чем выпускник большинства вузов. На работе с ними совершенно по-другому общаются. Когда я училась, нас считали жуткими снобами. При этом задавать вопрос, кто твои родители, у нас было совершенно не принято, то есть внутри Вышки никакой статусности не было. А вот "снаружи" мы почему-то казались невероятно пафосными.

— Так, может, это не казалось людям, а просто студенты Вышки так преподносят себя, нос задирают, пусть даже и сами того не замечая?

— Вряд ли. Еще с первого курса наши гениальные преподаватели очень хорошо и быстро объясняют новоиспеченным студентам, что зарабатывать авторитет и репутацию можно только знаниями и собственными качествами, а не, как говорится, понтами. По крайней мере, так было, когда я училась. Кроме того, студенческая среда не дает почвы для роста самомнения. Учеба, общение, весь творческий процесс внутри университета настраивает на продуктивную работу, а не на мысли о том, что ты учишься в "крутом" вузе, а потому тебе уже сейчас все можно. Просто вышкинский студент действительно отличается от многих других своей ориентированностью на достижение более высоких результатов, чем минимально достаточно (есть такой термин в математике). И многие его продвинутость считают не образцом для подражания, а снобизмом. Тем более, если уж говорить откровенно, правильные "понты" это не всегда плохо. Человек должен уметь подать и "продать" себя в современном мире. Главное, чтобы за этим всем напускным стояло что-то реальное и настоящее.

— А что бы ты посоветовала нынешним выпускникам?

— Больше думать самостоятельно. В вуз идут для того, чтобы тебя научили думать, а не для того, чтобы тебе рассказали, как делать. Если ты умеешь думать, любая дорога тебе открыта. Если думать не умеешь — то ты старший помощник младшего дворника — и не более.

Екатерина Рылько, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Мы собрали для учащихся концентрат из реальных и работающих инструментов»

Студенты Школы коммуникаций НИУ ВШЭ завершили курс «Креативный PR как инструмент бесплатного продвижения компании в публичном поле». Образовательный проект был реализован в игорной зоне «Красная Поляна». Наставники из PR-департамента культурно-развлекательного центра в течение 12 недель делились со студентами практическими навыками формирования базы журналистов, классификации каналов продвижения, рассказывали о форматах взаимовыгодного партнерства со СМИ и новыми медиа.

Университетские пиарщики из Югры и Якутии окончили курс ДПО для PR-директоров в Вышке

Завершилось обучение третьего потока программы ДПО «Управление информационными процессами в PR» для пиар-директоров от Центра медиапрактик НИУ ВШЭ в 2023 году. Курсы повышения квалификации в Высшей школе экономики окончили руководители отделов по связям с общественностью Югорского и Северо-Восточного университетов.

«ВШЭ дала возможность заняться теми исследованиями, которыми я хотел»

Закари Япл стал первым иностранным аспирантом департамента психологии, получившим степень PhD в Высшей школе экономики. В сентябре состоялась защита его диссертации, подготовленной в Центре нейроэкономики и когнитивных исследований Вышки и посвященной нейрофизиологическим аспектам принятия рискованных решений.

Ловля на словах

По данным Edelman Trust Barometer, 63% людей, получающих новости в сети, не могут отличить достоверный контент от ложного. О том, почему нарастает поток информационных подделок и как ему противостоят законодатели — в очередном материале IQ.HSE по экспертному докладу ВШЭ о правовом регулировании новых технологий. 

Контрольные паблики

Подписки старшеклассников на те или иные паблики служат предиктором их успеваемости, показал в исследовании Иван Смирнов, заведующий Лабораторией методов науки о данных в исследованиях образования ВШЭ. Анализ участия школьников в группах и сообществах позволяет сразу распознать троечников и сильных учеников.

Выпускной–2018: как это было

Темой общевышкинского выпускного, прошедшего в «Известия Hall», в этом году стала «бондиана». Участников вечера ждали шпионские игры и конкурсы, британский юмор и, конечно, много музыки.

Студенты НИУ ВШЭ стали победителями деловой игры «PRактика»

В Москве состоялся финал XIV ежегодной деловой игры «PRактика» для студентов, обучающихся по направлению «Реклама и связи с общественностью». Членами жюри традиционно выступили представители крупных компаний, таких как Villagio Estate, Canon, Nestle и др. Команда второкурсников ВШЭ заняла в ней первое место.

111

выпускников бакалавриата и магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ получили 30 июня дипломы (треть из них — красные). Это был первый выпуск Школы дизайна.

«Самое главное в Вышке — это ощущение бесконечной свободы»

В Вышке прошел общеуниверситетский выпускной, темой которого стала вселенная Гарри Поттера. В этом году организацию выпускного, начиная от выбора места и заканчивая развлечением гостей, взяли на себя студенты ВШЭ, а прийти на него могли не только выпускники, но и их друзья и родные.

Учебный год в Лицее НИУ ВШЭ закончился. Что в нем было особенного?

«Сегодня все мы пассажиры и отправляемся в полет — в полет на острова HSE», — такой была главная идея «Последнего звонка» в Лицее Высшей школы экономики, который прошел26-го мая. Мы тоже решили совершить своеобразное путешествие, но не на острова, а в лицейский 2016/2017 учебный год. Вспомним самые важные и интересные события из жизни лицея за этот период.