Четкость и прозрачность контроля знаний
На декабрьском заседании Ученого совета ВШЭ принята новая редакция Положения об организации контроля знаний в университете. Комментирует проректор ВШЭ Сергей Рощин.
— Какие принципиальные изменения появились в новой редакции Положения об организации контроля знаний по сравнению с предыдущей версией?
— Изменения коснулись нескольких сфер. Во-первых, изменена схема пересдач. Во-вторых, мы последовательно продолжаем внедрение практики внешнего оценивания знаний иностранного языка. Теперь, предъявив сертификаты по английскому языку (такие как TOEFL, BEC и IELTS) с оценкой не ниже «хорошо» по вышкинской шкале, студенты могут не посещать занятия по языку на первом и втором курсах. Еще одна новация вводится для студентов, обучающихся по индивидуальным учебным планам. Наиболее масштабное изменение, которое коснется всех студентов, связано с выставлением результирующих оценок — согласно новой редакции положения о контроле знаний, возможно построение результирующей оценки по дисциплине без блокирующей роли экзамена либо вообще без проведения экзаменов, если это предусматривается программой дисциплины и системой оценивания.
— Насколько нова практика выставления оценок без экзаменов?
— Такая практика существует в различных университетах мира, ее внедрение в ВШЭ — это шаг к дифференциации возможностей построения системы оценки, к развитию академической свободы и учету разных технологий, которые уже сложились в учебном процессе. Вопрос о возможности построения оценок без экзаменов и зачетов особенно активно начал обсуждаться в связи с созданием совместного бакалавриата ВШЭ и РЭШ (Российской экономической школы), где объединились традиции и практики двух образовательных учреждений. Коллеги из РЭШ давно уже используют практику выставления оценок без проведения итогового экзамена, исключительно на основе накопительной оценки, мы начнем использовать ее с сентября 2013 года, когда она будет зафиксирована в программах учебных дисциплин и учебных планах.
Вопрос о блокирующих оценках много раз обсуждался. Есть разные подходы и взгляды. Часть преподавателей считает, что экзамен должен быть обязательным и самым важным элементом итоговой оценки, часть — что другие форматы оценивания позволяют интенсивнее и точнее осуществлять контроль знаний студентов.
Согласно новой редакции документа о контроле знаний в НИУ ВШЭ, неудовлетворительные оценки не будут иметь блокирующей функции, как это было ранее.
Согласно новой редакции документа о контроле знаний в НИУ ВШЭ, неудовлетворительные оценки не будут иметь блокирующей функции, как это было ранее. Но я бы хотел отметить, что технология формирования результирующей оценки может неявно включать в себя механизм блокирующей оценки. Например, если вес экзамена равен 0,8 балла в результирующей оценке, то, не сдав экзамен на положительную величину, студент практически не сможет получить положительную итоговую оценку. Решение, использовать ли подобную схему формирования итоговой оценки, мы оставляем на усмотрение преподавателей.
— Вы упомянули об изменениях, которые коснутся студентов, обучающихся по индивидуальным учебным планам. Что конкретно изменится для них?
— По правилам нашего университета, индивидуальный учебный план на повторное изучение дисциплин, по которым образовались задолженности, студент может получить в том случае, если у него образовалось не больше двух задолженностей. Студент продолжает обучение со своим курсом, но повторно слушает несданные курсы. Согласно старой редакции положения о контроле знаний, получение хотя бы еще одной неудовлетворительной оценки приводило к тому, что у обучающегося образовывалось три академические задолженности, и он отчислялся. Сейчас это правило изменено — старые и новые задолженности у обучающихся по индивидуальным учебным планам не будут суммироваться, механизм отчисления заработает только в том случае, если в новом учебном году студент получит три неудовлетворительные оценки. Кроме того, студенты смогут включать в индивидуальные учебные планы для повторного изучения новые дисциплины, с которыми они не справились.
— Почему только студенты первого и второго курсов могут не посещать занятия при предъявлении внешних сертификатов? Какова политика университета в отношении преподавания английского языка в целом в университете?
Если студент уже имеет сертификат (TOEFL, BEC или IELTS) с оценкой не ниже чем «хорошо» (шкала соответствия оценок устанавливается отдельным приказом), он освобождается от экзамена в конце второго курса и соответственно может не посещать занятия по английскому языку на первом и втором курсах.
— В прошлом году в московском кампусе ВШЭ мы впервые выборочно провели экзамен по английскому языку в формате, приближенном к технологии международного сертификата IELTS. В этом году половина второкурсников, обучающихся в Москве, будет сдавать такой экзамен, а в 2014 году — студенты всех факультетов во всех кампусах. Если студент уже имеет сертификат ( TOEFL, BEC или IELTS) с оценкой не ниже чем «хорошо» (шкала соответствия оценок устанавливается отдельным приказом), он освобождается от экзамена в конце второго курса и соответственно может не посещать занятия по английскому языку на первом и втором курсах. Обязательное посещение для всех, включая обладателей сертификатов, начинается на третьем курсе. Это обусловлено тем, что учебные программы по иностранному языку для третьекурсников нацелены уже на формирование знаний английского языка в профессиональной сфере.
— И последний вопрос, особенно актуальный в послесессионный период: как и в какие сроки будут проходить пересдачи для тех, кто не смог сдать экзамены и зачеты с первого раза?
— Действительно, учиться в Вышке непросто, не у всех студентов получается разобраться с экзаменами в рамках сессии. Согласно положению об организации контроля знаний НИУ ВШЭ, пересдачи проводятся два раза в год, первая — в январе и начале февраля, а вторая — в сентябре — начале октября. Так как кто-то из студентов приходит не один раз на пересдачу (кто-то по уважительным причинам пропускает), то бывали случаи, когда количество назначенных пересдач доходило до десяти. В итоге этот процесс превращается в тяжкое испытание для всех, его уже сложно вписать в учебный график, требуются большие трудозатраты как от преподавателей, так и от сотрудников учебных частей факультетов.
Согласно новой схеме, устанавливаются границы периодов пересдач: 15 октября и 15 февраля, и точные даты проведения пересдач определяются заранее. Эта информация доводится до сведения студентов, которые на них записываются, планируя, когда им удобно прийти на экзамен или зачет. Таким образом, университет ограничивает общее количество дат проведения пересдач по дисциплине, но для каждого сдающего остается право трех попыток сдать тот или иной предмет. В случае серьезных и уважительных причин, не позволяющих студенту посетить ни одну из трех пересдач, у деканов факультетов и подразделений есть право рассматривать такие индивидуальные обстоятельства и принимать соответствующие решения.
Что касается сроков, то, как и все новации, вводимые данным положением, новый порядок пересдач вводится со следующего учебного года, но уже сейчас ряд факультетов хотел бы опробовать его, например, факультет экономики уже сейчас, в зимнюю пересдачу, будет отрабатывать эту технологию.
Я предлагаю внимательно изучить данное положение как студентам, так и преподавателям, это важнейший документ, регламентирующий процедуры контроля знаний, которые часто бывают непростыми. На мой взгляд, оно дает много интересных возможностей для того, чтобы расширять наши учебные практики, с одной стороны, а с другой — повышать эффективность организации учебного процесса.
Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Менеджерам — об искусстве
Декан Высшей школы менеджмента ВШЭ Сергей Филонович рассказывает, как использовать при обучении менеджменту кинофильмы, литературные и музыкальные произведения.
Сочи-2014: как получить работу на телетрансляции
Студенты и преподаватели Высшей школы экономики получат возможность работать на телевизионной трансляции Зимних олимпийских игр 2014 года в Сочи.
Конвейерное обучение штучных специалистов
29 января на очередном семинаре серии «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования ВШЭ с докладом, посвященным проблемно-ориентированному подходу в образовании, выступил профессор университета Маастрихта (Нидерланды) Йерун ван Мериенбур.
Немецкие студенты на практике в России
Стартовала пилотная фаза проекта «Россия на практике», в рамках которого организуется обучение немецких студентов в НИУ ВШЭ и ознакомления их с практикой работы предприятий в России. Проект осуществляется Вышкой совместно с германской службой академических обменов ДААД, Германской торгово-промышленной палатой и крупными немецкими компаниями.
Информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования» № 2 (56), 2012 г.
Вышел из печати очередной выпуск информационного бюллетеня «Мониторинг экономики образования» № 2 (56), 2012 г.
«Если возникают проблемы в коллективе, обращаются в первую очередь ко мне»
Екатерина Грушина, старший специалист по работе с персоналом отдела аудита компании КПМГ, выпускница бакалавриата и магистратуры факультета психологии ВШЭ, считает, что главное преимущество психологического образования в Вышке — это его практическая направленность.
От оценивания студентов — к оцениванию со студентами
В Высшей школе экономики разработаны новые контрольно-измерительные материалы (КИМы), ориентированные на проверку компетенций. В 2011 году прошла их апробация, а в этом году с их помощью будет оцениваться уровень подготовки студентов. Об особенностях новых КИМов рассказывает начальник методического управления ВШЭ Александра Серова.
Траектории развития кадрового резерва
7-9 октября в Подмосковье прошел второй семинар кадрового резерва Высшей школы экономики серии осенних выездов. Его участники обсуждали инструменты академического развития, возможности профессионального роста, внедрения инноваций в образовательный процесс, другие вопросы преподавания и научной работы.
Плюс стипендия имени Егора Гайдара
26 марта состоялось заседание Ученого совета ГУ-ВШЭ, на котором были подведены финансовые итоги 2009 года, определена стоимость обучения в бакалавриате для поступающих в Вышку в 2010 году, принята новая редакция Положения об организации контроля знаний, а также утвержден новый председатель Попечительского совета университета.
ЕГЭ: бульдозер с функциями эскалатора
22 декабря в ГУ-ВШЭ прошел очередной семинар из цикла «Актуальные исследования и разработки в области образования». С докладом на тему «ЕГЭ в системе оценки качества образования» выступила руководитель Центра оценки качества Института содержания и методов обучения Российской академии образования Галина Ковалева.