• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Выбрать программу, которая будет действительно интересна»

В Высшей школе экономики начался очередной цикл проекта академической мобильности Triple I («Интеграция, интеракция, институты»). О преимуществах и выгодах, которые сулит участие в нем преподавателям и студентам Вышки, рассказывает заместитель начальника управления международной академической мобильности ГУ-ВШЭ Елена Голубинская.

— Елена Витальевна, расскажите, пожалуйста, об основных целях этого проекта и о том, кто может стать его участником.

— Проект Triple I представляет собой набор финансируемых программ стажировок для преподавателей, аспирантов и студентов в европейских университетах в рамках программы Erasmus Mundus, осуществляемой Еврокомиссией. Собственно, развитие академического сотрудничества между Россией и ЕС и стимулирование академической мобильности студентов и сотрудников российских вузов и есть наша основная цель.

В рамках проекта создан консорциум университетов, который объединяет десять российских и девять европейских университетов. С российской стороны в его состав, помимо Вышки, входят, в том числе, такие крупные вузы, как Санкт-Петербургский, Казанский, Уральский государственные университеты, Российский государственный университет имени Иммануила Канта и другие. География наших европейских партнеров тоже очень широка — это и Университет Гумбольдта в Берлине, и Университет Болоньи, и Университет Турку, и еще несколько университетов Испании, Португалии, Бельгии, Турции и Польши.

— Какова продолжительность этого проекта?

— Консорциум, одним из «локомотивов» которого является Вышка, уже третий раз выигрывает конкурс Еврокомиссии по разработке международных образовательных проектов. Как и два предыдущих, нынешний раунд нашего проекта рассчитан на три с половиной года. За это время российским вузам-участникам будет выделено 180 грантов для прохождения стажировок в Европе, а европейские партнеры, в свою очередь, получат 66 грантов для стажировок в российских университетах.

— Насколько велик размер грантов и какие расходы предстоит оплачивать самим стажирующимся?

— Размер грантов является одним из безусловных преимуществ этой программы академической мобильности. Средства, выделяемые Еврокомиссией, позволяют нам компенсировать все расходы на получение шенгенской визы, на авиабилеты в оба конца и на приобретение страховки. Кроме того, в течение всего периода каждой стажировки, продолжительность которой составляет от 6 до 10 месяцев, участник программы получает деньги на проживание — от 1000 до 2500 евро в месяц в зависимости от типа стажировки. По-моему, это отличная возможность для наших студентов и преподавателей полностью сосредоточиться на исследовательской работе или подготовке к получению магистерской или PhD степени и не сильно беспокоиться о том, как «сводить концы с концами» все это время.

— Имеются ли ограничения по количеству грантов, выделяемых на один вуз?

— Таких ограничений нет, как нет и внутриуниверситетских ограничений: конкурс открыт для представителей всех наших филиалов, и они достаточно активно в этом процессе задействованы. Надо только иметь в виду, что, подав заявку на получение гранта, вы будете соревноваться не только с коллегами по университету, но и с коллегами из всех десяти российских вузов-участников, которые, например, могли выбрать аналогичную программу стажировки.

— А насколько вообще широка тематика таких программ?

— Мы условно разделили образовательные программы, предлагаемые нашими европейскими партнерами, на десять направлений — от естественных наук и информационных систем до педагогики и экологии. Конечно, многое здесь зависит от «специализации» конкретного университета, но список исследовательских, магистерских и PhD курсов достаточно длинный, чтобы наши студенты и аспиранты могли выбрать программу, которая будет им действительно интересна.

— Елена Витальевна, что показывает опыт, накопленный за два года, прошедших с начала проекта? Насколько студенты и преподаватели Вышки готовы пользоваться этими возможностями?

— Я считаю, что проект доказывает свою эффективность. За два года гранты на стажировку в европейских вузах получили более 50 человек, а к нам, в свою очередь, приехали более 30 студентов и исследователей из Европы. Наши студенты значительно более активно пользуются этой программой, чем преподаватели, но это вполне объяснимо — у профессоров и доцентов Вышки налажены собственные контакты с коллегами за рубежом. У студентов и аспирантов таких связей, естественно, нет, так что для них наша программа — это то «окно в Европу», которое они самостоятельно вряд ли смогли бы сейчас прорубить.

— Как выглядит механизм подачи заявок на участие в проекте Triple I? В течение какого периода эти заявки будут собираться?

— Прием заявлений на гранты начался 1 марта, и активность, прежде всего, студентов оказалась настолько высокой, что крайний срок подачи заявок был продлен до 31 августа. Первые стажировки по этим грантам стартуют в январе 2011 года, а последние — в октябре 2011 года. Процедура подачи заявки на грант описана на странице нашего проекта и на соответствующей странице Университета Турку. Сами заявки и пакет стандартных для такого случая документов, включая мотивационное письмо, необходимо будет направлять именно в Университет Турку, который является координатором всего проекта.

— Какие препятствия могут возникнуть у студентов и аспирантов Вышки на этом пути?

— Те, кто претендует на получение гранта, должны будут подтвердить свой уровень владения английским языком — и это, пожалуй, единственный формальный барьер, установленный членами консорциума. Вообще же, помешать участию в конкурсе может либо ваша высокая занятость, либо — что случается чаще — ваша собственная лень. С другой стороны, именно с академической пассивностью мы и боремся, присоединяясь к такого рода проектам.

Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Общежитие-дворец, зачеты без зачеток, погружение в ML: студент ВШЭ — в Армении по программе мобильности

Студент 2-го курса магистерской программы «Интернет вещей и киберфизические системы» МИЭМ ВШЭ Алишер Юлдашов отправился по программе академической мобильности в Российско-Армянский (Славянский) университет Еревана. Организация учебного процесса, предметное наполнение программы, впечатления от жизни в столице Армении — в рассказе студента от первого лица.

Как я провел лето: студентка МИЭМ НИУ ВШЭ прошла стажировку в ЦЕРН

Елена Орлова, студентка 4-го курса образовательной программы «Прикладная математика» МИЭМ НИУ ВШЭ, приняла участие в работе летней студенческой школы в ЦЕРН. В составе команды разработчиков программного комплекса GeantV она занималась моделированием прохождения элементарных частиц через вещество с использованием методов машинного обучения.

Студенты факультета компьютерных наук прошли практику в Facebook

Cтуденты бакалавриата факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ Илона Папава, Роман Александров и Павел Белов в течение трех месяцев проходили стажировку в штаб-квартире компании Facebook (Менло-Парк, США). Как они получили эту возможность, в чем заключались их обязанности в компании и какое впечатление на них произвел Марк Цукерберг, они рассказали новостной службе ВШЭ.

Студенты и преподаватели Вышки смогут поехать на стажировку в Японию

30 сентября ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и президент Университета Тохоку (Япония) Сусуму Сатоми подписали два соглашения — об академической мобильности и сотрудничестве, а также о студенческих обменах между университетами.

29

сотрудников Вышки прошли индивидуальные стажировки в зарубежных университетах и научных центрах в первом полугодии 2014 года.

Гранты ученым как предмет исследования

Доклад Екатерины Стрельцовой, младшего научного сотрудника ИСИЭЗ ВШЭ, посвященный анализу грантовой системы, был признан лучшим на проходившей в Лондоне Третьей ежегодной международной конференции по истории и развитию общества.

ВШЭ расширяет партнерство с вузами Нидерландов

Завершается перекрестный год России-Голландии, включавший совместные проекты в сфере науки, культуры и образования. В октябре и ноябре представители ведущих голландских вузов провели семинары и переговоры с руководством ВШЭ и отдельных факультетов университета. Результатом встреч стало подписание нескольких соглашений о сотрудничестве.

Российские студенты все чаще выбирают Францию

Число российских студентов, обучающихся по тем или иным программам во французских университетах, выросло за минувший год на 22 %. По каким направлениям следует развивать российско-французское образовательное сотрудничество? С 6 по 8 ноября кафедра французского языка НИУ ВШЭ принимала участие в традиционных «Университетских посиделках» — семинаре, организуемом Посольством Франции для преподавателей российских вузов.

Нижегородская Вышка расширяет международное сотрудничество

В октябре этого года между НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде и Юго-Западным университетом политологии и права (Китай) подписан договор о сотрудничестве.

IBM: среди лучших студентов

Выпускник бакалавриата и абитуриент магистратуры факультета бизнес-информатики ВШЭ Дмитрий Алдунин рассказывает о своей поездке во Францию на «IBM Best Student Recognition Event 2013» — Дмитрий был приглашен туда в числе четверых студентов, представлявших Россию.