• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Россияне в условиях пандемии: от кризиса и тревоги к настроениям «мирного» времени

Россияне в условиях пандемии: от кризиса и тревоги к настроениям «мирного» времени

© iStock

За время эпидемии коронавируса россияне стали меньше доверять друг другу, но многие готовы помогать тем, кто в этом нуждается. По сравнению с пиком пандемии больше стало тех, кто ожидает улучшения материального положения, при этом, несмотря на кризис, подавляющее большинство считают себя счастливыми людьми. Таковы результаты опроса, проведенного Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.

Центр исследования гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ представил результаты исследования «Помогающее поведение россиян в условиях пандемии COVID-19». Эксперты провели в августе текущего года 2018 телефонных интервью и сравнили ответы с результатами, полученными в апреле-мае. В ходе опроса они выясняли, как изменился уровень доверия к окружающим и как это повлияло на помогающее поведение россиян, насколько граждане готовы тратить свои время и деньги на помощь нуждающимся, и как они помогали другим людям, участвуя в волонтерстве, делая денежные пожертвования и в других разнообразных формах, а также как оценка собственного здоровья, своего материального положения и ощущение себя счастливым человеком влияет на всё это.

Результаты показывают, что россияне стали меньше доверять друг к другу – с мая по август доля тех, кто считает, что другим можно доверять, снизилась на 5 процентных пунктов до 21% от числа опрошенных, 74% считают, что следует быть острожными. Оценивая помогающее поведение граждан во время карантина, эксперты Центра выяснили, что в апреле 2020 года 61% опрошенных были готовы помогать незнакомым в самоизоляции, как материально, так и личным участием. И 26% уже имеют такой опыт. 

Однако, если люди принимали участие в такой помощи, то преимущественно неорганизованно. По данным на август, 96% респондентов не участвовали в волонтерской деятельности в составе какой-либо организации. Между тем, те, кто участвовали в волонтерской деятельности в организации, чаще оказывали другим финансовую помощь (87% против 78% по выборке в целом), и намного чаще помогали иными способами: были донорами крови или плазмы (10% против 3% по выборке); организовывали группу активистов или присоединялись к такой группе (38% против 3%); передавали продукты или вещи в организацию, распределяющую помощь (42% против 13%); помогали близким (88% против 68%); помогали незнакомым людям, нуждавшимся в помощи (59% против 27%) и т.д.

По данным опроса, каждый третий (31%) отметил, что ему или его семье приходилось получать какую-либо помощь после вспышки эпидемии коронавируса. В основном это были денежные средства (74%), и 84% из тех, кто получал помощь, получили ее от государства. Несмотря на это, россияне считают, что чаще всего им реально помогают родные и близкие (60%), а на государственные и социальные службы указали только 34% (в апреле-мае реальную поддержку со стороны государства ощущали только 23%). Даже волонтеры помогают больше, чем государственные учреждения, считает 45% респондентов. При этом 75% уверены, что в первую очередь помощь людям в самоизоляции должно оказывать как раз государство, родных и близких отметили 55%, волонтеров – 47%.

Уровень вовлеченности россиян в оказание финансовой помощи во время пандемии был высоким, отмечают авторы исследования. Так, 78% респондентов приходилось в период эпидемии оказывать какую-либо финансовую помощь. Чаще всего помогали финансами близким людям – 72%. В числе способов помощи – специальные ящики в общественных местах, перевод средств непосредственно на счет организации, отправка платных смс.

Ирина Мерсиянова, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, обращает внимание на «неожиданные подробности», связанные с показателями вовлеченности в помогающее поведение. Так, те, кому легко удовлетворять материальные потребности, чаще других жертвовали деньги через банковский перевод, наличными или банковской картой непосредственно на счет организации. «А тем, кому трудно, чаще отправляли платные смс и жертвовали деньги через специальные ящики в магазинах, церквях», – говорит эксперт.

Люди помогали другим финансово, но в разгар пандемии, в апреле, только каждый десятый рассчитывал на улучшение своего материального положения в ближайшее время. В августе число оптимистов выросло до 22%, а доля тех, кто ожидает ухудшения материального положения, снизилась с 40% до 18%. Оптимизм в отношении своего материального положения связан также с ощущением увеличения уровня доверия людей друг к другу и ставшим менее настороженным за последний месяц отношением к людям, отмечается в исследовании.

Объясняя довольно высокий уровень ожидания улучшения материального положения, Ирина Мерсиянова отмечает, что многие опасались более жесткого варианта развития событий, которого не произошло: «Во время самоизоляции доходы понизились, потом могло становиться только хуже. Но у нас реализовался второй вариант, когда со снятием ограничений возможности людей улучшились, что стало видно в результатах опроса».

Любопытно, что, судя по данным опроса, пандемия не повлияла на уровень ощущения счастья. Большинство опрошенных (79%) безусловно или скорее счастливы. Примерно такая ситуация была и в апреле.

Доля безусловно счастливых людей выше обычного среди:

 женщин 18-24 лет;

 тех, кто считает, что большинству людей можно доверять;

 тех, кто считает, что уровень доверия за последний месяц увеличился;

 жертвовавших деньги благотворительным и религиозным организациям;

 участвовавших в волонтерской деятельности и в группах активистов, помогавших незнакомым людям финансово или иным образом, передававших продукты или вещи в организации, распределяющие помощь;

 мусульман;

 тех, для кого религия очень важна;

 тех, кому легко или очень легко удовлетворять свои потребности за счет дохода семьи;

 тех, кто считает, что их материальное положение улучшится;

 оценивающих свое здоровье как очень хорошее.

Ирина Мерсиянова

Ирина Мерсиянова

Данное исследования является вторым за время пандемии, в ходе которого мы наценивались на выявление особенностей самоорганизации россиян, роли волонтерства и благотворительности в адаптации населения к новым условиям. Получили и тогда, и сейчас множество интересных эмпирических фактов, которые уже оказались полезны не только государственным органам при выработке политики в отношении содействия развитию волонтерства и СОНКО в нашей стране в этих непростых условиях, но и самим волонтерским объединениям, социально ориентированным некоммерческим организациям.

Сложно было не увидеть, как волонтеры во время пандемии помогали нуждающимся людям, находящимся в самоизоляции. Но полной неожиданностью стало, что обычные россияне замечали труд волонтеров чаще, чем даже работу государственных учреждений.

Стало заметно, как возросло восприятие роли благотворительных и других некоммерческих организаций в оказании помощи нуждающимся. Это совершенно необходимо для установления партнерского диалога между органами власти и некоммерческим сектором.

За время пандемии была отработана технология запуска и развития массовой волонтерской работы ради улучшения качества жизни людей. Волонтеры получили огромный кредит доверия. Важно его не только оправдать, но и создать условия для развития партнерского диалога между органами власти и НКО, волонтерскими группами и сообществами.