При участии МИЭМ ВШЭ впервые проводится ВсОШ по информбезопасности
Профиль «Информационная безопасность» вошел в состав Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) по технологии. Недавно прошли региональные соревнования, в апреле в Республике Татарстан состоится заключительный этап олимпиады.
Важность раннего отбора талантов для отрасли инфобеза очевидна и неоднократно подчеркивалась президентом РФ. Устойчивая работа информационной инфраструктуры в органах власти и госуправления, цифровых систем бизнеса требует грамотных и квалифицированных специалистов, подготовку которых целесообразно начинать уже в школьные годы.
В 2021 году Минпросвещения приняло решение о добавлении во Всероссийскую олимпиаду школьников по общеобразовательному предмету «технология» с 2022/23 учебного года нового профиля по информационной безопасности (ИБ). События последнего года, кратный рост кибератак на российские ИТ-сервисы показали правильность и своевременность этого решения.
Представители МИЭМ ВШЭ — советник, главный эксперт финала национального чемпионата WorldSkills Russia по компетенции «Корпоративная защита от внутренних угроз ИБ» Антон Сергеев и старший преподаватель, заместитель заведующего кафедрой компьютерной безопасности, член оргкомитета олимпиады «Я — профессионал» по направлению «Бизнес-информатика», сотрудник Учебной лаборатории моделирования систем защиты информации и криптографии Александр Сорокин — вошли в состав центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по технологии. Фактически они стали ключевыми разработчиками олимпиадных заданий, консолидировав экспертизу академического сообщества, практику и опыт индустрии, методические подходы среднего образования.
Сегодня МИЭМ — один из крупнейших образовательных центров страны по информационной безопасности: на базе института работает команда управления компетенцией «Корпоративная защита от внутренних угроз ИБ» движения «Молодые профессионалы», ведут обучение студентов три профильные кафедры, совместно с индустриальными партнерами (РЖД, InfoWatch, «Алмаз-Антей», «ИнфоТеКС», ГК «Росатом» и др.) ведутся разработки новых подходов и средств защиты информации.
Работа по составлению концепции олимпиады, разработке конкурсных заданий, проведению вебинаров и консультаций для учителей и региональных организаторов заняла у команды МИЭМ почти год. Важно было, с одной стороны, «выставить высокую планку», с другой — учесть возможности технической инфраструктуры школ: состояние компьютеров и ИТ-систем в регионах страны все еще очень разное.
К подготовке заданий были привлечены представители индустрии, компаний — партнеров НИУ ВШЭ. Пригодился опыт и навыки студентов и выпускников МИЭМ, призеров и победителей соревнований по практической безопасности в формате CTF (Capture the Flag) Татьяны Курмашевой и Олега Малышева.
В феврале в стране прошел региональный этап олимпиады, в котором приняли участие школьники 9–11-х классов из 88 регионов РФ. 50 лучших в апреле соберутся в Республике Татарстан, чтобы принять участие в соревнованиях заключительного этапа.
Антон Сергеев
«До 2022 года в России была только одна олимпиада такого уровня в области инфобеза — имени И.Я. Верченко, ориентированная в первую очередь на криптографию, — рассказал Антон Сергеев. — Новый профиль ВсОШ нацелен на комплексный отбор увлеченных ребят-практиков, сознательно выбравших для себя область кибербезопасности. У них есть возможность проявить себя и набрать баллы через разработку проекта, в работе со средствами защиты информации (СЗИ), в тестах на проникновение».
В рамках регионального этапа проводились теоретический, практический и проектный туры. Задания теории включали вопросы на знание общих понятий информационной безопасности, методов социальной инженерии, технической защиты информации, защиты от утечек, криптографических методов защиты информации, стеганографии.
Александр Сорокин
Для разработки средств защиты информации требуется аппарат математики, информатики, физики, менеджмента и ряда других дисциплин, уверен Александр Сорокин. «Для моделирования возможных действий нарушителей информационной безопасности, нахождения способов противодействия им требуется даже привлечь знания по психологии, — считает он. — Одной из наиболее поддающихся математическому моделированию, оценкам стойкости и формальному описанию категорий мер обеспечения информационной безопасности является криптография, которая заняла существенное место в заданиях теоретического тура». Не остались без внимания и угрозы, связанные с утечками по техническим каналам, основывающиеся на физических явлениях и их закономерностях, связанных с процессами обработки информации и работы ИТ-систем вообще, угрозы, связанные с распространением вредоносного программного обеспечения, а также ряд других вопросов информационной безопасности, добавил Александр Сорокин.
В ходе практического тура школьники решали задачи (в формате, близком к Task-based CTF) по поиску следов инцидентов информационной безопасности, расследованию компьютерных инцидентов, анализу исходных текстов компьютерных программ, поиску уязвимостей веб-приложений, администрированию операционных систем. Помимо этого, ребята выполняли задачи по работе с известными СЗИ.
Антон Сергеев отметил актуальность использования современных соревновательных практик в олимпиадных заданиях. «Важно, что олимпиада создала мостик между системой высшего образования и соревновательным движением по практической кибербезопасности в формате CTF, — подчеркнул он. — Это крупнейшая инициатива, в которой российские специалисты-практики традиционно показывают высокие результаты и которая не имела никакого выхода в национальную систему подготовки кадров. Победители российских и мировых чемпионатов (среди которых масса школьников!) по кибербезу не могли использовать свои достижения для поступления в вузы, где они так востребованы. В олимпиаде блок практики дает такую возможность: задания построены вокруг моделирования уязвимостей и угроз ИБ. Уверен, ВсОШ по технологии по профилю “Информационная безопасность” откроет двери в университеты для наиболее талантливых, увлеченных своим делом юных кибербезопасников».
Все задания проектного тура были сформулированы так, что участнику требовалось самостоятельно выявить некоторую проблему информационной безопасности, самостоятельно оценить ее с точки зрения таких аспектов, как наличие реального запроса на ее решение, возможность внедрения предлагаемого проектного продукта, положительный эффект от такого внедрения.
Для передачи экспертизы в регионы командой разработчиков заданий и представителями олимпиадного движения были подготовлены и проведены консультации и вебинары.
Роман Мещеряков
Со стороны Российской академии наук работу курировал профессор ИПУ РАН Роман Мещеряков. «В быстро меняющемся мире современные технологии не только являются помощниками, но и несут в себе угрозы, которым необходимо противодействовать, — считает он. — Для поиска талантливой молодежи организуется Всероссийская олимпиада школьников, которая с этого года включает профиль “Информационная безопасность” предмета “технология”. Задания, которые решают школьники старших классов, являются прообразом будущей профессии и служат разминкой для ума как в теоретическом плане — решение математических задач, — так и в практическом — задачи анализа систем и настройки средств безопасности».
Примеры заданий регионального тура и их разбор доступны на сайте профиля. Но для победителей это уже пройденный этап, их ждет новая вершина — финал.
Структура испытаний заключиительного этапа олимпиады будет повторять хорошо зарекомендовавшую себя на региональном уровне связку теоретических заданий по криптографии, ндивидуальных проектов и практических заданий по решению CTF-задач и работе с СЗИ. В жюри, помимо разработчиков заданий, войдут представители крупнейших компаний — производителей систем ИБ, призеры смежных всероссийских олимпиад (по математике и т.п.), эксперты из региона — организатора финального этапа.
Сергеев Антон Валерьевич
Московский институт электроники и математики им. А.Н. Тихонова: Советник
Сорокин Александр Владимирович
Заместитель заведующего кафедрой компьютерной безопасности
Вам также может быть интересно:
«Олимпиада открывает двери в университеты для наиболее талантливых юных кибербезопасников»
В апреле 2024 года были подведены итоги заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ). Организационную, методическую и экспертную поддержку профиля «Информационная безопасность» вновь осуществлял МИЭМ НИУ ВШЭ. Созданная при его участии олимпиада открывает двери для школьников из CTF-сообщества в лучшие университеты страны.
НИУ ВШЭ и Банк России подготовят магистров по информационной безопасности
Московский институт электроники и математики им. А.Н. Тихонова НИУ ВШЭ и Банк России открывают новую магистерскую программу «Информационная безопасность в кредитно-финансовой сфере». Набор на программу уже стартовал — с 1 сентября 2024 года начнется обучение специалистов по информационной безопасности для банков и других организаций финансового сектора.
На Всесибирской олимпиаде по программированию студенты Вышки взяли золото, серебро и бронзу
В начале декабря в Новосибирске состоялся очный тур XXIV Открытой Всесибирской олимпиады по программированию им. И.В. Поттосина. По результатам отборочного этапа в финале приняли участие 70 команд, из них шесть — команды факультета компьютерных наук ВШЭ. Организатор олимпиады — Новосибирский государственный университет.
Беспрецедентные кибератаки: информбезопасность выходит на первое место для государства и бизнеса
Перемены, связанные с пандемией и тотальным санкционным режимом, привели к перестройке отечественной информационной отрасли, смене стратегии поведения ее участников. Где сосредоточены основные риски и как справляться с вызовами? Об этом шла речь на мастер-классе «Цифровая трансформация бизнеса в новой посткризисной реальности», организованном кафедрой теории и практики взаимодействия бизнеса и власти НИУ ВШЭ.
Победители и призеры Всероса по математике и информатике посетили Вышку
Ежегодно в мае заканчивается сезон олимпиад школьников, а значит, победители и призеры получают дипломы и могут передохнуть перед ЕГЭ и поступлением в вузы. Обычно в эти дни факультет компьютерных наук ВШЭ организует встречу со старшеклассниками в компании «Яндекс», но в этом году было решено расширить программу и также пригласить ребят на факультет.
В Вышке завершился заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по экономике
В нем приняли участие 340 школьников из 59 субъектов Федерации. По итогам двух туров, состоявшихся в Учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново», 133 человека стали призерами, 26 — победителями, 4 — абсолютными победителями. Это Иван Делозари (9-й класс, город Москва), Амир Салихов (10-й класс, Республика Татарстан), Андрей Гогуадзе (11-й класс, Республика Адыгея) и Иван Сударев (11-й класс, город Москва).
Заключительные этапы Всероссийской олимпиады по экономике и обществознанию пройдут на базе НИУ ВШЭ
Интеллектуальные состязания школьников по обоим предметам состоятся очно в Учебном центре «Вороново» НИУ ВШЭ в Подмосковье: по экономике — с 10 по 16 апреля, по обществознанию — с 17 по 24 апреля. Старшеклассники также примут участие в различных научно-образовательных мероприятиях, а для их наставников будут проведены тематические круглые столы и мастер-классы.
НИУ ВШЭ и «Тинькофф» подписали соглашение о стратегическом партнерстве
Высшая школа экономики и «Тинькофф» подписали соглашение о стратегическом партнерстве в сфере развития общего образования в России. Сотрудничество будет реализовано в контексте проекта «Развитие интеллектуальных состязаний» программы развития НИУ ВШЭ.
5 главных цифр о достижениях лицеистов Вышки на Всеросе
Лицей НИУ ВШЭ подвел итоги участия в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников в 2018/19 учебном году.
«У каждого из вас будет шанс внести новое в знание об обществе и политике»
100 учащихся 9-11 классов стали победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, заключительный этап которой проходил с 30 марта по 4 апреля в учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново».