«Мы планируем создать настоящее партнерство, когда все стороны заинтересованы друг в друге»
Высшая школа экономики и частное образовательное учреждение Хорошкола подписали соглашение о сотрудничестве. Хорошкола – важный партнер университета, и официальное оформление отношений стало новым этапом на пути развития совместной деятельности. Подписи на документе поставили проректор НИУ ВШЭ Вячеслав Башев и директор Хорошколы Сергей Радченков.
Как рассказал на подписании соглашения Сергей Радченков, НИУ ВШЭ предпочли сами ученики Хорошколы: «Когда мы опрашивали наших детей, какой вуз им интересен, Вышка победила с большим отрывом. Университет сейчас на высшем уровне представляет весь набор современных наук». Хорошкола заинтересована в целом комплексе продуктов и ресурсов, которые представляет Высшая школа экономики: от «Академии школьников» и проекта «Распределенный лицей» до курсов повышения квалификации преподавателей и подготовки к олимпиадам и конкурсам. «Фактически это полная реализация всего, что может сделать университет в сфере общего образования на примере площадки частной школы, обладающей определенными амбициями в хорошем смысле этого слова и ориентирующейся на подготовку абитуриента топового вуза», – говорит начальник управления общего образования НИУ ВШЭ Елена Лихацких.
Сотрудничество НИУ ВШЭ и Хорошколы началось в июне 2019 года. Тогда на базе школы прошла Неконференция – мероприятие необычного формата, организованное студентами и преподавателями магистерской программы Института образования Вышки «Управление образованием» (ее академический руководитель Анатолий Каспржак когда-то был директором одной из самых инновационных школ Москвы).
Институт образования, равно как Дирекция по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися, факультет довузовской подготовки, управление общего образования и Лицей НИУ ВШЭ приняли активное участие в составлении пула из 21 проекта, в рамках которых будет осуществляться сотрудничество между НИУ ВШЭ и Хорошколой.
Позже представители Хорошколы побывали на сессиях «Академии школьников». «Этот проект мы проводим в формате детско-взрослых сессий в течение пяти-семи дней. Хорошколе такой вариант нравится, – объясняет Елена Лихацких. – Они предлагают нам использовать свою площадку, что для Вышки тоже интересно». Также, по словам начальника управления общего образования, для Высшей школы экономики важен большой интерес Хорошколы к проекту «Распределенный лицей». В нем участвуют 29 московских школ, организующих обучение детей по учебным планам Лицея НИУ ВШЭ. «Почему нам кажется важным передать школе те форматы, которые мы сейчас предлагаем? Когда приходит ученик, даже самый сильный, из самой сильной школы – в самый топовый вуз, то он может не справиться с новой нагрузкой и университетским форматом обучения. Внедрение наших технологий на уровне общего образования как раз убирает эти барьеры, помогает детям понять, куда они приходят», – отмечает Елена Лихацких.
При этом дети, например, на сессиях «Академии школьников» взаимодействуют не только с преподавателями вуза. Как говорит руководитель проекта Ирина Резанова, ребята с удовольствием общаются со студентами: «Мы комбинируем несколько видов активностей. Образовательные, проектно-исследовательские и внеучебные. Последние проводят исключительно студенты. Ценно, что абитуриенты из первых рук могут получить информацию о Вышке». «У нас много проектов, завязанных на студентах. На уровне “школьник – студент” детям легче общаться, они видят внутреннюю среду университета, ко многому готовы, – добавляет Елена Лихацких. – Они и поступают потом в Вышку не просто потому, что это лучший вуз, а потому, что им нравится внутренняя жизнь».
Подписав соглашение о сотрудничестве, «Хорошкола» становится частью Университетского образовательного округа, в котором сейчас 398 школ со всей России. Проект предлагает три типа партнерства: школы «Распределенного лицея», базовые школы и школы-партнеры. «Тут разная степень взаимодействия, соответственно, разные обязательства. В частности, выпускники этих школ получают льготы при поступлении в Вышку – определенную скидку в зависимости от типа партнерства и количества баллов, которые ребенок не добрал. То есть это и возможность, скажем так, социального лифта, – объясняет Елена Лихацких. – Кроме того, учителя из школ Университетского образовательного округа могут пройти у нас повышение квалификации, которое мы проводим ежегодно и бесплатно в рамках летней школы в июне».
Важная роль в выстраивании отношений с Хорошколой – у Лицея НИУ ВШЭ. Его директор Дмитрий Фишбейн говорит, что основной запрос от школы был на образовательные модели, используемые в 10-11 классах Лицея: «Коллеги хотели бы наши практики перенять. Для начала мы договорились о самом, на мой взгляд, оптимальном формате – стажировках в Лицее как учителей, так и потенциально детей. С другой стороны, коллег заинтересовала значительная успешность Лицея в олимпиадном движении. Поэтому мы обсуждаем форматы совместных занятий по подготовке к олимпиадам, а также организацию интеллектуальных состязаний. Меня радует, что такое сотрудничество расширяет возможности для всех детей – и в Хорошколе, и в Лицее. Ребята однозначно будут проявлять больший интерес к таким соревнованиям, общаясь друг с другом». Дмитрий Фишбейн уверен, что собрать свой опыт и передать его важно и нужно для самого Лицея: «Например, мы уже два года как сделали и используем онлайн-курсы – их у нас 15. Пока что они предназначены только для лицеистов. Коллег из Хорошколы заинтересовал этот проект. И мы понимаем: авторы онлайн-курсов уже должны перейти на новый уровень, когда они передают свой продукт внешней аудитории». Также директор Лицея нацелен на развитие самостоятельности своих учеников: «У нас есть Совет лицеистов, но не могу сказать, что мы полностью удовлетворены тем, как он работает. Вообще история социальной активности учащихся – дилемма любой школы, и мы с коллегами тут явно состыковались, потому что у них такие же проблемы». Дмитрий Фишбейн отметил, что Лицей рассчитывает, в свою очередь, почерпнуть опыт Хорошколы. Для начала можно устроить совместное заседание детей: «Пусть встретятся и пообщаются. Зачастую ребятам надо видеть, как и что происходит у других, это полезно».
Вячеслав Башев, проректор НИУ ВШЭ
Вышка работает с большим количеством школ. Для чего мы это делаем? Во-первых, мы считаем, что у нас есть идеи, которые достойны того, чтобы их тиражировать в российских школах. Во-вторых, мы уверены, что современному университету нужно держать руку на пульсе и понимать, что реально происходит в системе общего образования. К нам присоединяются наиболее активные и интересные школы, ищущие, думающие. Хорошкола проявила интерес к тем проектам, которые мы реализуем: «Академия школьников», стажировки в Лицее, курсы смешанного обучения и многим другим. Хорошкола – не самое обычное, скажем так, для страны образовательное учреждение, которое находится впереди большого количества школ, а возможно, и всех школ, по вопросам цифровизации и внедрения новых технологий, в том числе, дистанционного образования. Для нас это очень интересно. Сейчас Вышка предложила свои проекты, к которым Хорошкола подключится. И мы проговорили с Сергеем Михайловичем (Радченковым, директором Хорошколы – прим. ред.), что, возможно, они предложат проект, к которому мы подключимся через наш Лицей и партнерские школы. Мы планируем создать настоящее партнерство, когда все стороны заинтересованы друг в друге.
Сергей Радченков, директор Хорошколы
Сотрудничество с НИУ ВШЭ будет в большей степени ориентировано на детей старшей школы. Наше партнерство обусловлено выбором учеников, большинство из которых хочет поступать именно в Вышку. В 2020 году у нас из 11 класса выпускается 13 учеников, и 10 из них будут подавать документы в именно этот вуз. Оба учебных заведения – яркие примеры технологичной и персонализированной модели обучения. Нам показалось, что у Хорошколы и НИУ ВШЭ может получиться синергия.