«Фундаментальная подготовка не исключает профилизации»
Об изменениях в учебном процессе на факультете социологии ГУ-ВШЭ, связанных с принятием Высшей школой экономики новых образовательных стандартов, рассказывает декан факультета Александр Чепуренко.
— Александр Юльевич, Вышка участвовала в разработке федерального государственного образовательного стандарта для бакалавриата по направлению «Социология». Почему возникла необходимость создавать еще и собственный, оригинальный стандарт?
— Подготовкой ФГОС — федерального государственного образовательногостандарта — занимался консорциум, представлявший свыше десяти российских вузов и ведущих работодателей. Естественно, многие его положения формулировались на основе консенсуса. Набор компетенций, которые должны формироваться у студентов, остался, в общем-то, неизменным, это же касается и материально-технического обеспечения учебного процесса. Но наш оригинальный стандарт, в целом построенный в духе принципов федерального стандарта, дает возможность в то же время полнее учесть нашу специфику.
— В чем эта специфика состоит?
— Прежде всего, мы являемся факультетом социально-экономического университета. Значит, нам нужно дать студентам гораздо более систематические знания в области экономических дисциплин. Перераспределение кредитов между циклами гуманитарных и социально-экономических и профессиональных дисциплин в пользу первых (24 кредита) обусловлено миссией ВШЭ. Сказались и наши переговоры с работодателями — они считают главной задачей бакалавриата формирование общенаучных компетенций, коммуникационных навыков и закладку фундамента в области профессиональной подготовки. Да мы и сами не считаем, что наш бакалавр готовится непосредственно к работе на рынке — скорее, бакалавриат является основой для дальнейшей профессионализации в магистратуре нашего факультета или на других магистерских программах Вышки, а также ведущих зарубежных и отечественных вузов.
Кроме того, мы — исследовательский университет. Поэтому в структуре учебных планов значимое место занимает проектная и исследовательская работа. Элементы научно-исследовательского семинара появляются уже на первом курсе. Наконец, у нас есть серьезный блок методов сбора и анализа социологической информации, без которого невозможна подготовка социального аналитика широкого профиля. А мы стремимся готовить именно таких специалистов.
— Не могли бы вы рассказать более подробно о структуре нового стандарта Вышки?
— Конечно. Во-первых, существенно сокращено количество курсов — их стало чуть более 30 против 54 по ФГОС. При этом сами курсы заметно удлинились, за счет этого были устранены повторы и разрывы, которые неизбежно возникают при высокой «дробности» курсов. Во-вторых, существенно возрастает доля элективов — у студентов больше возможностей самостоятельно формировать свою образовательную траекторию. Это касается и блока гуманитарных и социально-экономических дисциплин, где вместо большого числа очень коротких, а потому мало что дающих студенту курсов по всем дисциплинам появились длинные курсы-связки по философии, праву, социальной истории, по психологии. При этом уже на первом курсе по итогам прослушивания вводных курсов студенты должны будут выбрать один из 4 модулей для более углубленного изучения на протяжении второго и третьего курсов. Таким образом, студентам фактически дается возможность либо для получения основ «второй» специальности, либо для смены направления обучения в магистратуре.
— То есть вы сознательно готовы «отдать» своих студентов в «чужие» руки?
— Да, и не видим в этом ничего плохого. Разве плохо для общества в целом, да и для реноме и престижа социологии, если у нас появятся юристы, госчиновники, журналисты, менеджеры, владеющие навыками сбора и анализа социальной информации, а главное — понимающие важность этого? Возможно, лет через десять благодаря этому наши люди перестанут отождествлять социолога с анкетером или социальным работником, поймут, что этим отнюдь не исчерпываются функции, которые выполняет социология.
— Какие еще особенности оригинального стандарта по социологии вы могли бы выделить?
— Обязательно хочу упомянуть о том, что широкая фундаментальная подготовка не исключает профилизации, которая начинается на третьем курсе благодаря возможности выбора курсов разных кафедр, а окончательно оформляется на четвертом курсе, когда студенты должны выбрать для себя специализацию по теории, методам или экономической социологии. Причем и в рамках специализаций лишь некоторая часть курсов обязательна и есть еще спектр курсов по выбору.
— А с какими проблемами могут столкнуться преподаватели и методисты-социологи в связи с внедрением нового стандарта?
— Трудностей при переходе на оригинальный стандарт, конечно, не избежать. Прежде всего, создание длинных модулей на базе нынешних самостоятельных курсов потребует интенсивной работы кафедр по «системной интеграции». Эта работа только начинается. Мы также отдаем себе отчет в том, что выбор «второй специальности» в 17-летнем возрасте чреват риском разочарования, а механизмов смены выбора у студентов пока нет. Наконец, придется выполнить большой объем работы с нашими «смежниками». С одной стороны, надо выстраивать связки социологических курсов для других факультетов Вышки, с другой стороны — работать с ними по согласованию содержания тех курсов, которые они будут читать нашим студентам.
Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
«Лучшее лекарство от хандры»: что ученые думают о шопинге
«Жизнь как затянувшаяся лихорадка покупок» — такой теме был посвящен традиционный 23-й рождественский киносеминар Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ, состоявшийся 24 декабря. Его участники обсудили фильм «Шопоголик» 2009 года.
Психологи из НИУ ВШЭ узнали, как любовь к животным влияет на отношения с людьми
Ученые из НИУ ВШЭ выявили связь между привязанностью к домашним питомцам и отношением к природе и другим людям. Выяснилось, что чем сильнее радость от общения с питомцем, тем больше желания помогать людям, однако любовь к животным не всегда связана с заботой о природе. Результаты исследования опубликованы в журнале Social Psychology and Society.
Работать во благо своей страны: как россияне понимают патриотизм
Что, по мнению россиян, значит быть патриотом, выяснили социологи в ходе всероссийского опроса населения. Он был проведен Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в декабре 2023 года. Большинство респондентов (74%) считают, что для того, чтобы быть патриотом, нужно просто любить свою страну.
Гордость и спокойная уверенность: какие эмоции у россиян вызывает их гражданство
Гордость и спокойная уверенность— чувства, которые испытывает большинство россиян в связи со своим гражданством, выяснили социологи в ходе всероссийского опроса населения. Он был проведен Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в декабре 2023 года.
«Социология живет, если она востребована обществом»
В День социолога на факультете социальных наук ВШЭ состоялся паблик-ток «Социологическая профессия в автобиографической перспективе». В ходе встречи профессора — кто-то очно, кто-то дистанционно — поздравляли коллег с профессиональным праздником, делились подробностями своего пути в науке и отвечали на вопросы студентов.
Хорошие поступки приносят россиянам моральное удовлетворение
Исследователи из НИУ ВШЭ проанализировали, почему человек чувствует себя счастливее, когда помогает другим. Оказалось, что радость обусловлена разными причинами в зависимости от того, кому мы помогаем — близким или посторонним. И в том и в другом случае счастье приносит моральное удовлетворение хорошим поступком, но помощь близким также связана с удовлетворением потребности в принадлежности и принятии другими людьми, а незнакомцам — с чувством независимости. Результаты опубликованы в Journal of Social and Personal Relationships.
Большинство россиян не заметило кризис: исследование Вышки
Материальное положение, повседневная жизнь и психологическое здоровье большинства россиян в прошлом году не претерпели серьезных изменений. При этом кризис повысил мотивацию к созданию собственного дела и самозанятости. Об этом свидетельствуют результаты исследования «Как россияне справляются с новым кризисом: социально-экономические практики населения», представленного на днях факультетом социальных наук (ФСН) НИУ ВШЭ.
Пьющей молодежи в России стало вдвое меньше
Социологи из НИУ ВШЭ на основе данных показали, что доля россиян в возрасте от 14 до 22 лет, употребляющих алкоголь, упала за последние полтора десятилетия более чем вдвое. Но в пьющих семьях подростки чаще следуют этим привычкам, особенно если родители злоупотребляют спиртным и если в семье нет отца.
Оказание помощи другим людям улучшает жизнь и психологическое самочувствие россиян
Исследовательница из НИУ ВШЭ Екатерина Настина установила, что чем чаще россияне оказывают помощь другим людям — как близким, так и незнакомым — тем больше они удовлетворены своей жизнью. Однако если человек старше 50 лет или для него важны ценности социальной справедливости, то помощь близким не оказывает существенного влияния на его психологическое благополучие. А вот просоциальное, альтруистическое поведение по отношению к незнакомцам в равной степени благоприятно для людей всех возрастов и убеждений. В исследовании приняло участие 757 респондентов. Статья с его результатами опубликована в «Социологическом журнале».
Умение подстраиваться под обстоятельства способствует стройности фигуры
Ученые из Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ совместно с коллегами из научных центров Германии, Австралии и Китая прояснили связь веса людей в разных странах с национальными культурными особенностями. Анализ выполнен на большом объеме данных из 51 страны мира. Выяснилось, что ожирение положительно связано с индивидуализмом. Однако характерно это только для мужчин. Результаты исследования опубликованы в журнале Social Science & Medicine.