«Воспитать ученика — умного, креативного»
С 22 июня по 16 июля в Высшей школе экономики проводится первая Летняя школа для учителей и методистов средних общеобразовательных школ. Об этом рассказывает Тамара Протасевич, директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ГУ-ВШЭ.
— Тамара Анатольевна, каковы основные цели Летней школы?
— Наша дирекция в ВШЭ занимается профориентацией и работает с одаренными учащимися, организацией и проведением олимпиад и других интеллектуальных соревнований школьников и студентов. Понятно, что развитие школьных олимпиад напрямую связано с повышением уровня школьного образования. «Через» олимпиады в школу приходит понимание того, какими должны быть требования к уровню подготовки учеников, а это в свою очередь стимулирует учителя к профессиональному развитию. Важно искать и поддерживать школьных учителей, готовых и умеющих работать с одаренными детьми — с теми учениками, которых мы, естественно, затем хотели бы видеть среди абитуриентов Вышки. Наша Летняя школа для учителей и методистов средней общеобразовательной школы как раз и нацелена на это: повышая профессионализм учителя, мы надеемся воспитать ученика — умного, креативного. Важно еще и другое. Ученики, выбирая высшее учебное заведение, часто обращаются за советом именно к учителям, которым доверяют. Опрос участников Межрегиональной многопрофильной олимпиады школьников ГУ-ВШЭ 2009–2010 года показал, что четверть из них о существовании Высшей школы экономики и об олимпиаде узнали от учителей.
— Какова программа Летней школы?
— Несмотря на весеннюю олимпиадную активность, мы тщательно готовились к этому событию: заранее разослали информацию, провели анкетирование учителей, выяснили какие темы, методики преподавания, встречи с какими преподавателями Вышки, наконец, им наиболее интересны и постарались максимально учесть запросы будущих слушателей при формировании программы Летней школы. И программа получилась очень насыщенной. Она включает три отдельных подпрограммы для учителей экономики, математики и обществознания, причем каждая объемом не менее 72 часов. Самый большой интерес к Летней школе у учителей экономики — приехали более семидесяти человек. На этой Школе с учителями уже работали профессора Марк Иосифович Левин, Николай Иосифович Берзон, Елена Владиславовна Савицкая, разработчики олимпиадных заданий со стажем Игорь Александрович Ким, Дмитрий Викторович Акимов, Вера Николаевна Данилина, Игорь Георгиевич Ковалев, Сергей Александрович Вериго. Должна заметить, кстати, преподаватели Вышки не впервые работают со школьными учителями, многие из них сами преподают в школах, являются авторами учебников и задачников для общеобразовательной школы. Профессор Московского института открытого образования Александр Сергеевич Прутченков, известный в стране игротехник, поделился со слушателями методикой использования деловых игр на уроках экономики.
Учителя экономики уже завершили Летнюю школу, а учителя обществознания и математики начали работу 5 июля. В программу Школы по обществознанию включены разделы по праву, философии и социологии. С учителями будут работать команды соответствующих факультетов Вышки, в состав которых вошли известные ученые, преподаватели, авторы олимпиадных заданий, председатели методических комиссий. Чтобы сложилось представление, назову лишь нескольких — Владимир Карлович Кантор, Алексей Михайлович Руткевич, Дмитрий Михайлович Носов, Владимир Натанович Порус, Сергей Александрович Маркунцов, Кирилл Валентинович Сорвин.
Для учителей математики тоже приготовлена насыщенная программа. Она включает такие разделы, как методы решения отдельных типов задач (например, задач с параметром или стереометрических задач), методики преподавания специальных тем и разделов (скажем, математической статистики и теории вероятностей, комбинаторики). Также на Школе состоится разговор о концепции факультета математики ГУ-ВШЭ и перспективах развития математического образования в стране в целом, о методике подготовки школьников к ЕГЭ по математике. Программа (включая темы с той или иной точки зрения интересные современным учителям математики) выглядит довольно эклектично, но для формата Летней школы это, по-видимому, неизбежно. И опять же — ряд известных имен: с учителями встретятся профессора Сергей Константинович Ландо, Игорь Вадимович Артамкин, Алексей Александрович Быков, ведущие специалисты Центра непрерывного математического образования Иван Валерьевич Ященко, Алексей Львович Семенов.
— Какова география участников Летней школы?
— Среди участников — учителя из Новосибирска, Томска, Омска, Челябинска, Ярославля, Воронежа, Липецка и других городов и регионов. Для учителей Москвы и Московской области Дирекция планирует провести семинар в период осенних и весенних каникул. Программа рассчитана также на 72 часа и предполагает выдачу свидетельств о повышении квалификации тем учителям, кто с ней успешно справится. О возможности получить свидетельства о повышении квалификации участники узнали только по прибытии на Летнюю школу, так что Школа собрала подвижников, приехавших из регионов исключительно за знаниями, компетенциями, навыками, а не за «корочками». Некоторые из них даже самостоятельно оплачивали транспортные расходы. Я заметила среди участников Школы немало учителей экономики из Москвы и Московской области, которые, по-видимому, не захотели ждать осенне-весеннего семинара.
— Подобная Школа проводится в первый раз?
— Да, насколько мне известно, Летняя школа для учителей и методистов общеобразовательной школы проводится в стране впервые. Программы повышения квалификации и переподготовки учителей общеобразовательных школ в рамках проекта TACIS были рассчитаны на более длительный период и проводились с отрывом слушателей от работы. Надеюсь, первый блин не вышел комом. А вот опыт осенне-весеннего постоянно действующего семинара для учителей из Москвы и области в Вышке есть, и речь идет, скорее, о возрождении утраченной практики. Разнообразные программы повышения квалификации предлагают краевые и областные институты повышения квалификации работников образования. Да и высшие учебные заведения в условиях сложной демографической ситуации вынуждены менять свою стратегию работы с поступающими и все больше обращать внимание на общеобразовательную школу, в том числе реализуя программы повышения квалификации учителей. Вместе с тем, для учителей экономики программы повышения квалификации предлагают далеко не все институты повышения квалификации. О том, что школьное экономическое образование с введением профильного обучения на старшей ступени и отсутствием ЕГЭ по экономике переживает далеко не лучшие времена, участники Летней школы говорили много. Что касается учителей математики и обществознания, то ситуация здесь намного лучше. Надеюсь, что Вышка выигрывает в качестве предлагаемых образовательных услуг, привлекает возможностью общения с известными учеными, высококвалифицированными преподавателями. По крайней мере, на каждое из этих направлений приехало по 50 участников.
— Планируете продолжить эту практику?
— Обязательно. Мы хотели бы предложить учителям пакет краткосрочных программ повышения квалификации разного формата, рассчитанных как на разный уровень подготовки аудитории — начинающих, продвинутых, — так и разной тематики. Придется хорошо подумать над наполнением программ, чтобы учителям общеобразовательных школ это было интересно.
— Как вы будете измерять результативность работы Летней школы?
— Напрямую вряд ли это возможно: мы же не сможем приехать во все регионы и провести мониторинг успеваемости ребят, учителя которых повышали квалификацию у нас. Но косвенно оценить результативность можно: если учитель был у нас на Летней школе, и число его учеников среди участников интеллектуальных состязаний, которые проводит Вышка, выросло, не говоря даже о победителях и призерах — это явный показатель успеха. Была ли Школа полезна и результативна, покажет и количество заявок на Летнюю школу в следующем году.
Своими впечатлениями о работе Летней школы делятся ее участники
Участники Летней школы для учителей и методистов средних общеобразовательных школ |
— Мы с моими учениками давно участвуем в олимпиадах по экономике и, таким образом, сотрудничаем с Высшей школой экономики. Ребята из Томска часто становятся победителями конкурсов и олимпиад. Но хочется двигаться вперед, готовить учеников еще лучше. Мы давно ждали такого мероприятия, как эта Летняя школа. Хотелось встретиться и пообщаться с преподавателями Вышки не день-два, а дольше. Тем более что программа была ориентирована на подготовку к олимпиадам, очень насыщена полезной информацией. Кроме того, это возможность общения с коллегами из других регионов, а также с авторами школьных учебников по экономике и заданий к олимпиадам. В целом все было организовано и проведено на высоком уровне. Мне лично несколько не хватило работы в проектном режиме по разным формам взаимодействия с одаренными детьми.
Надежда Будахина, учитель, руководитель методического объединения учителей экономики Ярославля:
— Я возглавляю методическое сообщество учителей экономики уже шесть лет. Конечно, много проблем — в школах на наш предмет отводится совсем мало времени. Часть трудностей помогла разрешить эта Летняя школа. Преподаватели Высшей школы экономики, которые работали с нами, коснулись математических основ экономики, плюс, разумеется, макро- и микроэкономики, мировой экономики. Особенно помог математический раздел Летней школы — знаний по методике в этой части экономики многим учителям не хватает. Словом, это хорошая возможность для учителей, которые хотят повысить свое мастерство. Дополнить программу будущих летних школ можно было бы круглыми столами и семинарами по обмену опытом, ведь у каждого имеются удачные методические находки, наработки, и обмен мнениями необходим.
Андрей Щербаков, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Акимов Дмитрий Викторович
Быков Алексей Александрович
Вериго Сергей Александрович
Данилина Вера Николаевна
Савицкая Елена Владиславовна
Вам также может быть интересно:
От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике
С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).
Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.
Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей
В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.
Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР
24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.
«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки
Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.
В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ
Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.
«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»
Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.
«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства
Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.
«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа
Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.
Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»
В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.