Как использовать транзитный потенциал России
Повышение эффективности транспортной системы России на 10% добавит к росту ВВП 0,8%. Такие расчеты содержатся в обнародованном 15 января экономическом обзоре ОЭСР по России. Насколько эти расчеты реальны и в чем может заключаться повышение эффективности транспортной системы, размышляет директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин.
Я не готов сходу подтвердить именно такую зависимость цифр прироста эффективности транспортной системы и прироста ВВП, но на качественном уровне это полностью совпадает с выводами, которые мы делали на этапе разработки «Стратегии-2020». Есть некоторые вещи, которые лежат на поверхности. Прежде всего, это использование транзитного потенциала нашей территории. Если посмотреть на географическую карту, это вроде бы очевидно: Россия — мост между очагами экономической активности в Тихоокеанском регионе и Европе. Но сегодня этот транзитный потенциал практически не используется.
Можно ли его использовать? Конечно. Вопрос только в том, чтобы инфраструктурная и институциональная составляющие условного маршрута «Шанхай — Франкфурт» через территорию России сделали бы этот путь более предпочтительным, чем путешествие по Индийскому океану, Персидскому заливу, Средиземному морю и далее.
Приведу конкретный пример. Летит большой грузовой авиалайнер из Шанхая во Франкфурт. Он несет двести тонн полезного груза. Но еще и пятьдесят тонн керосина, потому что ему нужно долететь до Франкфурта. На оси между двумя этими центрами экономической активности находится аэропорт Толмачево в Новосибирске. Если мы сделаем там аэропорт «подскока», где дозаправляем самолет половиной качественного керосина, то полезная нагрузка этого борта увеличится с двухсот до двухсот двадцати пяти тонн. Это значительная прибавка, ведь самолетами дешевый груз не отправляют.
Конечно, примеров таких простейших мер, когда создание адекватной инфраструктуры на оси между центрами экономической активности Юго-Восточной Азии и Западной Европы дает рост конкретному региону, конкретному транспортному узлу, не бесконечно много. Но и не два, и не три. И мы обязаны использовать подобные возможности в ближайшее время. Хотя понятно, что необходимы и долгосрочные, кардинальные преобразования и в авиационной, и в железнодорожной, и в автомобильно-дорожной инфраструктуре.
Вам также может быть интересно:
Российская дорожная инфраструктура в мифах и реальности
27 ноября в ВШЭ состоялся второй семинар из цикла «Инфраструктура будущего», на котором директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин и старший научный сотрудник этого института Екатерина Решетова представили доклад «Золотые километры: сколько стоят автомобильные дороги в России?».
Молодые ученые рассмотрели проблемы рыночной экономики
14 ноября прошло очередное заседание семинара для молодых ученых под руководством Евгения Ясина «Секреты академической кухни», на котором обсуждены проблемы конкурентоспособности железнодорожного транспорта.
Пробки вынудят автовладельцев пересесть на метро
Побудить московских автомобилистов пользоваться общественным транспортом может разве что увеличение протяженности пробок и улучшение работы общественного транспорта. Исследование «Что делать с пробками в Москве? Факторы выбора личного и общественного транспорта».
Что делать с пробками в Москве?
29 октября на семинаре Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ с докладом «Что делать с пробками в Москве? Факторы выбора личного и общественного транспорта» выступил Алексей Белянин, заведующий Лабораторией экспериментальной и поведенческой экономики ВШЭ.
Как железные дороги помогут избавиться от пробок
Неразвитые дорожные коммуникации — неразвитая страна, это аксиома. Как улучшить ситуацию? 24 сентября в ВШЭ прошел первый семинар из серии «Инфраструктура будущего» на тему: «Использование железнодорожных коридоров для развития транспортных систем городов».