• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ЭКШН–2012: старшеклассники присмотрелись к Вышке

Итоги зимней экономической школы ВШЭ для школьников «ЭКШН-2012», которая прошла на днях в подмосковном Колонтаево, подводит один из ее организаторов Ирина Филимонова, начальник отдела дирекции по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ. Своими впечатлениями от школы делятся также другие ее участники.

— Прошедшая с 3 по 9 января этого года «ЭКШН-2012» стала первой зимней школой для школьников, которая проводилась отдельно по экономике. Какими были ожидания организаторов? Каких участников вы хотели привлечь?

— Мы ожидали большого интереса к этой школе именно потому, что она была экономической. Прошлой зимой мы проводили историко-правовую школу, летом — гуманитарную, а вот экономическое поле оставалось нами неохваченным. Мы должны были продумать систему отбора. Одним мотивационным письмом было в данном случае не обойтись, и мы просили ребят заполнить анкету, из которой становилось понятно, на каком уровне находится их экономическая и математическая подготовка. Желающих приехать на экономическую школу оказалось очень много — более 300 человек. На школу мы приглашали учеников девятого и десятого классов, а вот одиннадцатиклассников решили «не трогать». Дело в том, что школа была задумана как знаниево-профориентационная, а проводить профориентацию в одиннадцатом классе все-таки уже поздновато. Всего на школу было отобрано 44 участника, которые представляли более тридцати российских регионов — от Москвы до Ханты-Мансийского автономного округа и Красноярского края. Одна участница приехала на школу из Молдавии.

— Ирина Олеговна, почему для школы было выбрано такое название — «ЭКШН»?

— На наш взгляд, это название отражает дух и суть этой школы — «экономика на любой вкус». Мы хотели показать, насколько многогранной является экономика, сколько разных задач способны решать экономисты. В том числе и поэтому к организации школы мы привлекли не только «чистых» экономистов, но и менеджеров и экономических социологов. Преподавательскую группу на школе составили представители соответствующих факультетов Вышки — экономики, менеджмента и социологии.

— Насколько заинтересованно отнеслись факультеты к этой школе, прежде всего «профильный» факультет?

— О серьезности подхода к школе на факультетах можно судить хотя бы по составу наших лекторов. Например, от факультета экономики там выступали научный руководитель факультета Владимир Автономов, заместитель декана Владимир Карачаровский и заведующий кафедрой микроэкономического анализа Марк Левин. Также хочется отметить работу на школе Данила Федоровых, который сам прошел путь от участника олимпиад до преподавателя факультета экономики и является настоящим «фанатом» олимпиадного движения в Вышке. Он показал ребятам, как можно решать задачи по экономике, и «задал планку», на которую стоит ориентироваться тем школьникам, которые хотели бы в дальнейшем поступить в Вышку. Один из дней был посвящен финансам и фондовым рынкам — этот блок дисциплин вели Эльвина Байбурина и Александр Аршавский. Факультет менеджмента представляли Валентина Кускова и Людмила Петрова — это был их дебют в работе со школьниками, и он, безусловно, удался. От социологов приехал Максим Маркин, которому «ассистировали» действующие студенты этого факультета — вожатые школы.

— Как проходило распределение участников школы по отрядам?

— По жребию. Мы решили не «привязывать» ребят к факультетам по их интересам, а разбить их на отряды произвольно. Хотя некоторые участники предлагали нам вообще не проводить деление, а работать одной большой группой.

— Как формировалась программа школы?

— Мы ориентировали коллег с факультетов на то, чтобы лекции и занятия, подготавливаемые ими, были не только информативны, но и интересны. Решение экономических задач не должно было превратиться в тоскливую рутину. Вообще, мы не хотели перегружать детей — здесь нам помог опыт первой зимней школы по истории и праву. Поэтому очень немалое место в программе школы заняли игровые форматы. Конечно, совсем без лекционного материала было не обойтись, но наши лекторы сумели занимательно построить свои выступления. Владимиру Автономову вообще не привыкать выступать перед школьниками — он много лет участвует в деятельности клуба «Эрудит» на факультете довузовской подготовки ВШЭ. А Марк Левин свою лекцию начал с вопросов, которые, казалось бы, никак не связаны с экономикой, что позволило ему сразу завязать диалог с ребятами. Эффект от такой подачи материала был потрясающий — нам едва удалось «вырвать» Марка Иосифовича из аудитории после окончания лекции. Другим преподавателям после такого успеха профессора Левина важно было не уронить планку, и они, на наш взгляд, с этой задачей справились.

— Как быстро участникам школы удалось адаптироваться в новой для них обстановке? Не возникало ли у них проблем с общением?

— За некоторое время до открытия школы участники создали группу «В Контакте», и начали знакомиться друг с другом еще заочно, в Сети, так что на школе многие из них встречались уже как старые знакомые. В первый же день Александр Вечерин с факультета психологии провел с ними игру, которая позволила ребятам еще больше узнать друг о друге и сплотиться.
Важнейшую роль в проведении школы играли вожатые — старшекурсники Вышки, без их усилий и искренней заинтересованности ребята вряд ли смогли бы так раскрыться. Можно сказать, что вожатые стали «душой» каждого отряда. Они же помогали своим подопечным организовать замечательный рождественский концерт, на котором мы смогли убедиться в том, что к нам приехали очень талантливые и творческие ребята — среди них оказались и поэты, и музыканты, и актеры.

На церемонии закрытия школы организаторы и вожатые выступили перед ребятами с танцевальным номером «Зарядка на Мадагаскаре». Репетировать его времени не было, но, если судить по реакции ребят, мы имели у них успех. А ребята, в свою очередь, последнюю ночь на школе потратили на то, чтобы сделать газету, в которой они «опубликовали» свои впечатления от проведенной в Колонтаево недели.

— Какое значение проведение таких школ может иметь для продвижения Вышки в регионах?

— Эффект уже очевиден. Дело не только в том, что многие из участников завершившейся школы через год-два будут поступать в Вышку. Некоторые из них прямо на школе регистрировались на олимпиады, проводимые ВШЭ. Но не менее важно и то, что они вернутся к себе в регион в качестве своеобразных «агентов» ВШЭ — информация о Вышке волнами будет расходиться от них по одноклассникам, знакомым и дальше — по социальным сетям.

— Планируется ли проведение аналогичной школы по экономике летом?

— Такие планы у нас есть. Вероятно, в феврале мы более плотно займемся разработкой ее идеи и программы, постараемся привнести в нее что-то новое и сделать ее еще более интересной. Информация о школе и наборе на нее, безусловно, появится на нашем портале.

 

Своими впечатлениями от школы делятся также другие ее участники.

Ольга Магнеева, Элиста (Калмыкия), участница школы:

— Об «ЭКШН» я узнала случайно: зашла на сайт Вышки, чтобы посмотреть, в каких олимпиадах можно поучаствовать, и увидела объявление о наборе на зимнюю школу. Заполнила анкету и вскоре была очень рада, что вошла в список из тех 44 учеников, которые стали участниками. Я ставила перед собой три основные цели: узнать больше о Высшей школе экономики и о возможностях поступления в университет, расширить свои познания в экономике и пообщаться с ровесниками со всей России.
Могу сказать точно: «ЭКШН» превзошел все мои ожидания! Впечатлила организация образовательного процесса — содержательные лекции профессоров, интересные дискуссии, деловые игры (такие, как «Пивоварня»), решение экономических задач… Лекции были замечательными. Каждый раз я удивлялась оригинальности, специфическому подходу к раскрытию темы. Например, лекция Марка Иосифовича Левина началась с карты мира, далее переходила к цене яблок и затем к экономике. Я очень много узнала. Опыт устных презентаций, работы в команде, активных обсуждений всего-всего в мире — навыки, которые именно благодаря «ЭКШН» мы смогли развить.

Произвели впечатление участники лагеря и наши замечательные вожатые. Чего я не ожидала, так это того, что все мы будем как одна семья. Все ребята и вожатые оказались очень веселыми, интересными и умными. После совместных игр и лекций мы все стремились быстрее сделать одну вещь — попеть под гитару. Чувство товарищества, спокойствия и просто счастья присутствовали всегда.

Я поняла для себя, что Вышка — место, где учатся уникальные люди, совмещающие в себе ум, креативность и интерес ко множеству предметов. Попасть в Вышку нелегко, но оно того стоит. И девиз мой, авторство которого принадлежит профессору Левину, будет таков: «Инвестиции в образование — инвестиции в будущее!».

Елена Конобеева, студентка 4-го курса факультета социологии, вожатая школы:

— Предложение поехать на зимний «ЭКШН» было для меня достаточно неожиданным — я получила его от своего преподавателя. У него уже был опыт летней вышкинской школы, поэтому почти сразу он предупредил меня, что «дети будут особенные». Я начала общаться с ребятами еще до отъезда и чем больше узнавала о них, тем сильнее меня это тревожило: они такие смышленые, талантливые, умные, активные, будет ли им со мной интересно? Оправдаю ли я их ожидания, найдем ли мы общий язык? С этими мыслями я приехала в Колонтаево.

Сложно было сохранять правильную дистанцию в общении, комбинировать роли старших товарищей и ответственных за дисциплину; парочка случаев ночных проверок была просто шедевральна. Но все это только сближало нас, было колоссальным удовольствием видеть, как все, что ты делаешь, находит отклик, дает ответную реакцию, не пропадает впустую. В Вышке я имела опыт организации нескольких проектов, и основной проблемой всегда было, как заставить людей хотеть чего-то хотеть. Здесь же душа просто пела, потому что были и инициатива, и креатив, и море положительных эмоций.
Команда вожатых подобралась замечательная. Сначала присматривались друг к другу, работали парами от факультетов, но потом пообщались, сделали что-то совместное и с того момента уже постоянно «зависали» за работой и чаем друг у друга в гостях, подменяли друг друга и по очереди просыпали завтраки. Очень впечатлили и наши организаторы. Они соглашались на наши предложения еще до того, как мы их высказывали, всячески помогали в реализации идей и даже не отказались станцевать. А это очень дорогого стоит, ведь отношения и атмосфера влияют на настрой участников, позволяют им «раскрыться».
Не знаю, как дальше сложится судьба у ребят, которые приехали на школу, но они точно многого достигнут, потому что каждый из них — яркая и независимая личность.

Вам также может быть интересно:

«Зимняя школа стала для меня перезагрузкой, глотком свежего воздуха и точкой роста»

В Тюмени состоялась зимняя школа по проектированию решений в образовании («ПРО-школа»), организованная совместной магистерской программой Тюменского госуниверситета и НИУ ВШЭ «Управление образованием». В ней приняли участие более 100 человек, в числе которых не только студенты этой программы, но и работники системы образования Тюменской области и других регионов. Впервые в рамках зимней школы был реализован трек, посвященный управлению в высшем образовании.

На ФКН в третий раз прошла зимняя школа по программной инженерии

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ в третий раз провелзимнюю школу по программной инженерии, на которую в этом году зарегистрировалось более тысячи человек. Преподавателями школы стали представители ФКН и его компаний-партнеров — «Яндекса», Сбера, «Тинькофф», МТС.

«Зимняя школа по аналитике и Data Science предоставила возможность найти единомышленников»

В начале февраля в Центре культур Вышки прошла Зимняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук ВШЭ. В ней приняли участие более 400 слушателей. Доклады представили спикеры из «Яндекса», Сбера, МТС, «Дзена», «Авито», Альфа-Банка, Samokat.tech, Wildberries, Райффайзен Банка, а также сотрудники ФКН.

«Каждому, кто не верит в важность темы устойчивого развития, стоит побывать в Индии»

В январе в Университете UPES (Индия) прошла международная студенческая зимняя школа Business and Governance in India, в которой приняли участие представители НИУ ВШЭ из Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. В их числе были студентки магистерской программы Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ «Управление устойчивым развитием компании». Своими впечатлениями они поделились с новостной службой «Вышка.Главное».

ФКН ВШЭ проведет зимнюю школу по программной инженерии — 2024

26–29 февраля 2024 года факультет компьютерных наук ВШЭ в третий раз проведет зимнюю школу по программной инженерии. Она будет посвящена современным инструментам и методам разработки программного обеспечения. С 26 по 28 февраля школа будет проходить в онлайн-формате, 29 февраля — в московском кампусе Вышки на Покровском бульваре. Зарегистрироваться для участия можно до 22 февраля.

Вышка приняла участие в московском Дне экономиста для студентов

Около 300 учащихся экономических специальностей 13 ведущих московских вузов приняли участие в Дне экономиста для студентов. В открытом диалоге об экономике и ее будущем принял участие ректор НИУ ВШЭ, а команда студентов Вышки заняла третье место в интеллектуальной командной викторине «Игры разума».

«Надо комбинировать собственные разработки и импортозамещение»

В рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества состоялся круглый стол кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти НИУ ВШЭ «Адаптация российской экономики к новым вызовам». Эксперты обсудили задачи, которые стоят перед государством и бизнесом в текущих условиях.

Не хуже, чем у других: зависть как драйвер экономического роста

Классическая экономическая теория предполагает, что все экономические агенты полностью эгоистичны и рациональны в максимизации собственного материального благополучия, на них не влияют внешние факторы. Следовательно, экстерналии никак не учитываются при построении экономических моделей. Однако ряд социологов настаивает на пересмотре современной экономической теории и учете моральных аспектов поведения экономических агентов. Наблюдениями и успехами в создании собственной экономической модели с учетом зависти на XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции поделился профессор факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге Кирилл Борисов.

В Вышке обсудили структурную трансформацию и драйверы устойчивого роста российской экономики

Российская экономика продемонстрировала высокую устойчивость к беспрецедентному внешнему давлению и сумела в значительной степени адаптироваться к новым условиям. Уже в этом году она может перейти от спада к росту. О том, где найти для этого драйверы и ресурсы, шла речь на пленарной сессии «Экономика России под санкциями: от адаптации к устойчивому росту» XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции, которая проводится в НИУ ВШЭ в рамках Десятилетия науки и технологий. Участие в ее работе принял министр экономического развития РФ Максим Решетников.

От устойчивости к развитию в эпоху перманентных кризисов

Как глобальные кризисы влияют на процессы принятия решений? Какие проблемы приобрели повышенную значимость в прикладной экономической науке в последнее десятилетие? Об актуальных темах современных финансовых исследований в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции рассказал в своем докладе ординарный профессор НИУ ВШЭ, доктор экономических наук Александр Карминский.