«За две недели вы поймете, как устроен мир экономических знаний и экономических олимпиад»
ЛЭШ «I Love Economics» — единственная олимпиадная выездная экономическая школа, организуемая Высшей школой экономики. В этом году она состоялась онлайн. На протяжении 17 дней 313 школьников со всей России и двух зарубежных стран изучали экономику, решали задачи, слушали лекции и участвовали в семинарах. Спикеры ЛЭШ — лучшие преподаватели НИУ ВШЭ и других вузов, известные исследователи и практики. В этом году партнером в проведении ЛЭШ стала школа «Летово».
Об уникальном образовательном проекте, который преодолел вызовы пандемии и уже вышел за рамки очередной образовательной смены, рассказывает руководитель учебной программы, заместитель проректора НИУ ВШЭ Данил Фёдоровых.
О том, как вирус изменил планы
У Летней экономической школы долгая история. Раньше наши смены проходили в детских лагерях в Липецкой области и в Подмосковных пансионатах. В этом году мы планировали провести ЛЭШ в школе «Летово», и это было бы большим шагом вперед как с точки зрения площадки, так и содержательного наполнения. Но случилась пандемия.
Мы оставались оптимистами очень долго и в начале марта думали, что бояться нечего: вирус бушует в Китае, а участники проекта по большей части проживают на территории России. Но потом появился запрет на проведение массовых мероприятий, и все усложнилось. Вариант отмены ЛЭШ-2020 не рассматривался, так что в мае мы окончательно решили: школа пройдёт онлайн.
Продолжительность программы при этом не изменилась и составила 17 дней. Нашей задачей было сохранить атмосферу школы и провести ее так, чтобы даже в дистанционном формате ребята комфортно учились и общались. Участники ЛЭШ всегда сочетают отдых с интенсивными занятиями и выбирают один из треков обучения: профориентационную или олимпиадную программу. Для того, чтобы все это было возможно и в дистанционном формате, мы комбинировали несколько онлайн-платформ (ZOOM, Discord, Telegram, онлайн-доски, нашу собственную LMS с личными кабинетами) и сохранили разделение на отряды. У каждого отряда был вожатый, который поддерживал связь с ребятами и работал с ними во внеучебное время.
Кроме того, в 2020 году, как и в два предыдущих, в организации ЛЭШ участвовала команда Выездной экономической школы (ВЭШ). Весной они успешно провели олимпиадный интенсив в онлайн-формате, и их опыт помог в подготовке виртуальной инфраструктуры ЛЭШ.
О том, как была устроена учебная программа
Образовательная структура ЛЭШ была несколько изменена: на прошлогодней офлайн школе олимпиадная программа была разделена на три потока – базовый, общий и продвинутый, и каждый участник попадал на тот или иной уровень сразу по всем предметам по результатам тестирования. Сложность заключалась в том, что школьник общего потока мог блестяще знать, например, математику (так что ему лучше подошел бы продвинутый уровень), но только начинать изучать макроэкономику (базовый уровень), поэтому где-то ему становилось скучно, а что-то казалось слишком сложным. Работа онлайн помогла решить эту проблему: каждый из участников программы двигался по собственной траектории с индивидуальным расписанием и мог изучать разные предметы на разных уровнях.
Участник, по сути, проходил не просто общую олимпиадную программу, а получал свой стартовый уровень по каждому из предметов. Раньше у нас был единый рейтинг учеников, но теперь это потеряло смысл — настолько разные у всех оказались траектории. Некоторые ребята, которые привыкли к нашей системе, были недовольны, что нельзя увидеть свое место в рейтинге учебных достижений, но я много раз говорил им, что главный соперник каждого — это он сам, и важно, какой путь именно он прошёл в решении задач, ему предложенных.
Вопрос с наложением занятий по времени и необходимостью находиться в двух местах одновременно был решен, ведь теперь лекции получалось посмотреть в записи и ничего не упустить. Итоговый зачет, который традиционно проходит в конце школы, тоже стал индивидуальным для каждого. Участникам предлагалось решить те задачи, которые «не дались» им в течение школы, так что было заранее ясно, к чему готовиться.
О целях школы
Каждому участнику ЛЭШ нужно работать, и работать много, ведь это в первую очередь образовательный проект, призванный помочь ребятам разобраться в предмете. Но другая, не менее важная цель, которую преследует команда школы – это популяризация экономики. Сделать предмет увлекательным для изучения – лишь часть задачи. Сначала мы переживали о больших нагрузках, возможных проблемах с расписанием и трудностях, с которыми ребята могут столкнуться в учебе. Но у обучения дома оказалась неожиданная сторона — родители. В отличие от обычной летней школы, они всегда находились рядом с детьми и следили за их успехами.
Мне раньше не приходилось обсуждать решения задач по экономике с мамой и папой, которые попытались решить то, что задали их сыну, и у них не вышло!
Не стану скрывать, иногда вмешательство родителей в учебный процесс оказывалось чуть более интенсивным, чем нам кажется правильным. Однако во многих случаях родители помогали ребятам не терять мотивацию к онлайн учебе, а нам — создавать комфортную атмосферу, за что им большое спасибо.
О том, как помочь ребятам отследить свой прогресс
Перед зачетом мы решили по каждому из шести предметов олимпиадной программы – микро- и макроэкономика, математика, финансы, теория игр и анализ данных – посмотреть, какой процент из предложенных конкретному школьнику задач он сдал, а также сделали не единую оценку по всем курсам, а оценку по каждому предмету. Формулу, по которой считалась стартовая оценка (ту, которую можно поднять, придя на зачет), мы не раскрываем, чтобы участники не пытались ее «хакнуть». Некоторые ребята показали выдающиеся результаты по ходу школы, сделали практически все домашние задания. Им мы поставили 10 «автоматом» и предложили поучаствовать в «экономическом бою», который проводится в ЛЭШ традиционно каждый год. Те, кто набрал от 7 до 9, могли участвовать в «Экономическом биатлоне» — игре на решение задач на скорость, которая позволяла повышать балл при переходе в новый тур. Биатлон был придуман нашими преподавателями Александром Челеховским и Антоном Случом и использовался ими в Лицее НИУ ВШЭ.
О поощрениях для участников
На ЛЭШ есть своя игровая валюта, которая называется HS€. «Хэсэевро» можно заработать за участие во внеучебных мероприятиях, а также за хорошую учебу. Потратить HS€ можно на сувениры ЛЭШ в конце школы или на разные активности Например, можно купить входной билет на уникальное мероприятие с ограниченным доступом — экономический эксперимент или курс по подготовке к IELTS. В конце школы ежегодно проходит аукцион, и все заработанные «деньги» можно потратить на лоты. Среди них в этом году был как традиционный мерч ЛЭШ и Вышки, так и образовательные курсы по экономике, подписки на онлайн-сервисы, фотосессия от фотографа медиацентра ЛЭШ, игра с любимым преподавателем в Counter-Strike, Minecraft и ещё много всего. Именно подобными «человечными» моментами и запоминаются проекты.
Среди преподавателей есть разные мнения, нужно ли поощрять с помощью HS€ хорошую учебу. Такая система мотивации привела к тому, что в последние минуты перед дедлайном по сдаче задач в «комнаты» для устного ответа выстраивались очереди из нервничающих ребят, которые стремились решить задачи в первую очередь для того, чтобы получить вознаграждение.Думаю, мы откажемся от этой практики в будущем, чтобы внешняя мотивация не вытесняла внутреннюю.
О том, почему ЛЭШ – это гораздо больше, чем просто выездная подготовка к олимпиадам
На ЛЭШ ты не только учишься решать задачи, усердно ботая к олимпиадам или делая первые шаги в предмете. Школа становится для ученика местом, где он может лучше понять себя, и здесь речь не только о профориентационном направлении. Может быть, школьник поймет, что экономика – это «не его», и это тоже хорошо. Чаще, однако, бывает так, что участник хочет изучать экономику, но боится, что она большая и сложная. В ЛЭШ он может взглянуть страхам в лицо и побороть их, начав ближе общаться с такими же, как он, заводя новые знакомства и налаживая нетворкинг. В будущем с большой вероятностью ребята встретятся на олимпиаде или в одной академической группе университета.
Поскольку «листки» (подборка задач на определенную тему, которую ежедневно получают участники школы – прим. ред.) в ЛЭШ нужно обязательно сдавать устно, ребята учатся бороться за свое мнение и отстаивать свою правоту, обсуждая правильность решения. Этот навык пригодится не только в олимпиадах по экономике. Еще одна большая ценность — общение с учебными ассистентами. Это студенты 2-4 курсов ведущих экономических и математических программ Вышки, которые могут рассказать о факультетах, направлениях обучения и жизни в целом.
Иногда я говорю, что мы только «прикрываемся» тем, что научим вас экономике. Конечно, кое-чему научим, но не стоит ожидать, что только благодаря двум неделям в ЛЭШ вы станете победителем Всероса, больше ничего не делая. Гораздо важнее, что за эти две недели вы поймете, как устроен мир экономических знаний и экономических олимпиад, и получите толчок к интенсивной учебе весь следующий год и много полезного общения.
Об итогах летней школы
Онлайн, вопреки распространенному мнению, не упрощает жизнь организаторов и преподавателей, а усложняет. Поэтому мы с командой надеемся, что ЛЭШ-2020 в дистанционном формате — это все-таки уникальный в истории школы опыт, который больше не повторится. ЛЭШ-2020 заставила нас много всего придумать и сделать по-новому с точки зрения учебной и внеучебной программ, и многие идеи мы планируем использовать и после возвращения к обычной жизни.
Возможно, в будущем школа станет работать в смешанном формате: мы соберемся в одном месте, но организуем трансляцию всех занятий во внешний мир, а приглашенные эксперты, которые не смогут приехать физически, выступят по видеосвязи.
А еще у ЛЭШ теперь есть YouTube-канал, доступный всем желающим. Там можно посмотреть не только запись всех учебных занятий ЛЭШ-2020, но и запись беседы с Сергеем Гуриевым, лекции Елены Панфиловой, Андрея Бремзена, Рубена Ениколопова и многих других – в открытом доступе в любое время.
В этом учебном году ЛЭШ открывает ежемесячный онлайн лекторий. На него будут приглашать спикеров, у которых не получилось пообщаться с ребятами во время смены. Первая лекция пройдет 30 сентября, выступит Сергей Пекарский, декан факультета экономических наук Вышки. Мероприятие будет открытым, его может посетить любой желающий.