• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Художник может соединять все со всем»

Протей Темен

Мультимедийный художник, куратор профиля «Дизайн и современное искусство» Протей Темен — о том, есть ли искусство после Пикассо, какая связь между холстом и программированием, как художнику презентовать себя и каких специалистов ждет рынок актуального искусства.

В новом учебном году в Школе дизайна открываются три новых профиля бакалавриата — «Дизайн и современное искусство», «Дизайн и программирование», «Дизайн и фотография». Они нацелены на освоение самых прогрессивных профессий под началом опытных кураторов — Протея Темена, Захара Дня и Ивана Скорикова. Мы расскажем о том, как и чему будут учить на новых профилях, а также порассуждаем о воспитании синтетического мышления — ключевого компонента успеха в современном мире.

Как возник новый профиль?

Мы с Арсением Мещеряковым несколько лет обсуждали проект запуска профиля, связанного с современным искусством. Концепция наконец созрела, — и теперь мы открываем профиль «Дизайн и современное искусство».

Уже со второго курса студенты смогут либо углубиться в актуальное искусство, либо в более традиционные практики. В рамках специализации, связанной с актуальным искусством, ребята будут заниматься мультимедийными проектами, новыми технологиями и использовать наработки современного искусства, а во втором направлении — «Изобразительное искусство» — больше внимания будет уделено более традиционным практикам, живописи и графике.

Первый год станет активной подготовкой «с нуля» к тому, чтобы на втором курсе сделать свой собственный выбор. За первый год студенты реализуют четыре больших проекта, научатся вести длительные проекты, узнают, как работает концептуальный подход, и освоят цифровые средства разработки. Это позволит им приблизиться к более узкому пониманию профессии. 

Почему мы

В Москве школы современного искусства существуют скорее как второе высшее образование, куда нужно приходить с определенным багажом и практикой. А мы — государственный университет, мы ждем 17-летних ребят, только что окончивших школу, и не претендуем на мгновенное смещение мировоззрения, а скорее готовим к выходу в контекст, рассказываем, объясняем. Студент получает полноценное комплексное образование, осваивает профессию с чистого листа. Уже на первом курсе он получает набор необходимых дизайн-инструментов: трехмерную графику, верстку, анимацию, проектирование пространства — это будет главной составляющей программы, что на самом деле большая редкость, хотя в современных практиках художнику они очень могут помочь в работе. Формат практических заданий будет непосредственно связан с параллельным изучением истории искусств ХХ–ХХI веков.

Протей Темен на занятии со студентами

Понять современное искусство

У большинства школьников история искусства заканчивается на Пикассо. Поэтому мы делаем акцент на истории искусств и арт-практике, на этих предметах студент ознакомится с контекстом и вопросами современного искусства, узнает, чем оно отличается от модернизма, поймет, как читать работы современных художников, а также изучит смысловое поле, в котором ему предстоит работать. Арт-практику будут вести мои хорошие друзья, кураторы и искусствоведы Саша Журавлев и Алина Глазун. Они реализуют со студентами проекты, связанные с аналоговыми инструментами. Таким образом, студент сможет за первый год получить достаточно широкий спектр навыков, понять, что ему ближе: кто-то уйдет в графику, кто-то выберет видео, но все без исключения уже получат навык работы с технологической стороной творческого процесса через определенный набор заданий.

В современном искусстве многое происходит на пересечении технологических вещей

Наша задача — сформировать у студента образ современной культуры со всех сторон: моды, среды, дизайна, искусства, а главное — обозначить основы синтетической профессии, где человеку нужно соединить и мысль, и навык.

Цифровые практики

В качестве куратора я буду заниматься всеми четырьмя проектами первого курса, начиная с того, на котором мы освоим понимание сути проекта — например, планирование инсталляции, пусть для начала и в виртуальной среде. В современном искусстве многое происходит на пересечении технологических вещей, художники занимаются проектами в мире постинтернета, используя цифровые практики, поэтому планирование выставки в виртуальной среде, такой как Panther Modern, для студента уже не эксперимент, а реальная практика. Исходя из личного интереса людей, которых мы ожидаем увидеть, мы и выбирали программу с учетом технологических трендов в искусстве — современный художник мыслит в контексте технологий, на которых рос, и навыки владения обширным инструментарием, которые он получит на первом курсе, дадут ему возможность высказаться.

Поэтому первый год — это свобода самоопределения, эксперимент, который ко второму году обучения задаст специализации более точное направление. А на третьем курсе мы рассчитываем выводить студенческие проекты в рамках работы с реальными галереями и кураторами, чтобы понять, что представляет из себя сцена искусства, дизайна и остальных сторон современной визуальной культуры.

Наука кураторства

Кураторская практика начинается с понимания и формирования концепции, потому что в профессии художника невозможно что-то сделать, не обладая концептуальным мышлением. В Школе дизайна предусмотрен предмет «Кураторское мастерство», который ведет Мария Калинина. Со студентами мы проводим выставки, например, с третьим курсом реализовали проект "Кола и орешки" и организовали 16 выставок за год. Студентам пришлось делать по проекту в две недели, и каждый из них на это время становился куратором — задавал тему и контекст выставки, а остальные — делали работы, и все это выставлялось в нашей мастерской Школы дизайна.

Просмотр в Школе дизайна НИУ ВШЭ

Сейчас мы работаем над реальной практикой в городских галереях, а пока мы готовим нашу школьную галерею, которую планируем открыть уже этой осенью для выставок студенческих работ.

Дизайнер, художник или программист?

В дизайне программирование не является первичным навыком, но для увлеченных у нас в Школе дизайна в этом году открывается отдельный профиль «Дизайн и программирование». Какую бы должность в мире дизайна и искусства ты ни занимал, современность требует обладания определенным инструментарием, и это — программы. Например, на профиле «Анимация и иллюстрация» в этом году мы убедились, что, обладая интересом и инструментарием, ребята уже через полгода обучения могут сделать интересный и насыщенный анимационный фильм. Поэтому очень важно овладеть инструментами, и учитывая синтетичность современного искусства, не важно, в каком формате ты будешь эти инструменты применять.

Где работать художнику в России

Рынок современного искусства в России — конструкция очень неоднозначная и подвижная. Но независимо от возраста и направления художника стопроцентно работающих стратегий успеха не существует. Самоощущение художника не привязано к рыночной ситуации, поэтому мы выпускаем из Школы дизайна свободного профессионала. За четыре года обучения студент становится готовым к тому, чтобы войти в профессию и понять, какая из рыночных сфер ему ближе. Мы позволяем обрести навыки создания инсталляций, работой с мультимедиа или традиционного изобразительного искусства.

Вокруг не осталось чистых видов деятельности, ты немного журналист, фотограф, дизайнер — потому что нужно сделать афишу к выставке и написать текст, и неплохо бы разбираться в устройстве интернета

Моя профессиональная жизнь уже больше 15 лет устроена так, что я с разных сторон подхожу к различным темам, переключаюсь с одной на другую. Я занимался выставками, картинами, анимаций и брендингом. Такой же разносторонний взгляд на свои возможности, современный и свободный мы будем рады увидеть у наших студентов. Вокруг не осталось чистых видов деятельности, ты немного журналист, фотограф, дизайнер — потому что нужно сделать афишу к выставке и написать текст, и неплохо бы разбираться в устройстве интернета, чтобы собрать портфолио и рассказать о своих работах.Важно понимать, как связаны отдельные части культуры — это избавляет от стереотипов, потому что ты как художник можешь мешать все на свете.

Учиться отличаться

У каждого студента есть внутренние предрасположенности. 10 человек, находясь в одной и той же комнате и занимаясь одними задачами, оказываются 10 разными личностями с 10 разными пристрастиями и умениями. Роль художника, его ценность — отличие. Невозможно назвать двух одинаковых студентов в нашей Школе, они все очень разные — это доказательство того, что при обучении никакой стереотипизации не произойдет, а скорее наоборот — желание найти свою правду дает позитивный результат. У каждого художника своя химия.

Вступительные испытания

Отличие профиля от остальных направлений в том, что мы даем студенту пул из 10 тем для вступительных испытаний, а он самостоятельно выбирает формат. Мы не задаем жестких ограничений, просто определяем границы диапазона, в которых абитуриент может проявить свободу. Темы — это «поэзия», вдохновение, они могут стать ключом зажигания, который включит идею. Профессия художника сильно связана с рефлексией, чтобы работать, нужно чтобы тема трогала душу, ты должен быть искренне заинтересован в том, что делаешь. При выполнении вступительного задания важно понимать, что определенного решения и правильного ответа — нет и не может быть. Важно искать ауру работы, ту искру, которая есть у любого предмета в искусстве, и которая необъяснима.

Если не художник

Для поступления в Школу дизайна необязательно иметь за плечами художественную школу. С первого курса учащиеся профиля будут заниматься рисунком в рамках самостоятельных часов. Для нас рисунок — это просто один из возможных навыков, наравне с другими.

Вам также может быть интересно:

Восьмой сезон конкурса HSE CREATIVE OPEN — с новыми номинациями

Международный онлайн-конкурс HSE CREATIVE OPEN на базе Школы дизайна НИУ ВШЭ открывает летний сезон с новым набором номинаций: «Визуальные исследования», «Гейм-дизайн», «Моушн-дизайн», «Плакат», «Цифровой продукт». Конкурс был запущен в 2022 году и за первый год собрал больше 1500 работ. Его цель  — объединить идеи по всем направлениям дизайна, современного искусства и моды и привлечь внимание креативного сообщества к развитию профессий в индустрии. К участию приглашаются начинающие специалисты и студенты, а также выпускники любых вузов. Прием работ — до 2 июля.

«Сквозь зеркало и обратно»: выставка Школы дизайна ВШЭ в «Архангельском»

С 23 мая по 28 июля 2024 года в Ботанических оранжереях Музея-заповедника «Архангельское» пройдет выставка «Сквозь зеркало и обратно» — новый совместный проект Школы дизайна НИУ ВШЭ и музея. Его главной темой стали отражения — в прямом и переносном смысле. Участники выставки — студенты различных направлений и профилей Школы дизайна: «Современного искусства», «Анимации и иллюстрации», «Коммуникационного дизайна» и других.

Презентация научного журнала Школы дизайна ВШЭ состоится в HSE CREATIVE HUB

15 мая в пространстве HSE CREATIVE HUB пройдет встреча с редакционной командой электронного научного Журнала ВШЭ по искусству и дизайну / HSE University Journal of Art & Design, первый выпуск которого вышел в марте 2024 года. Также состоится презентация еще одного проекта — первого выпуска коллекционного печатного приложения ART. В первом номере журнала опубликованы научные работы по самым разным тематикам — от ренессансной культуры до американских комиксов 1950-х гг., а главной темой печатного приложения стала Россия ХХ века.

Вышка и авиакомпания «Победа» запустили совместный конкурс

Школа дизайна Вышки совместно с авиакомпанией «Победа» объявили о старте конкурса на создание нового дизайна униформы для бортпроводников и представителей авиакомпании. Свой талант смогут проявить молодые профессиональные дизайнеры, а также студенты от 18 лет, обучающиеся в российских вузах на очных и заочных программах по направлению «Дизайн и мода».

Вышка и TJ Collection создали музей цифровой моды

В рамках дисциплины «Ивент-интеграции в Metaverse и гибридные мероприятия» студенты бакалавриата «Реклама и связи с общественностью» и команда дизайнеров TJ Collection создали музей в метавселенной Spatial. Пространство посвящено тридцатилетию бренда. В экспозиции представлены fashion-тренды последних десятилетий, а само пространство напоминает работу архитектора Жана Нувеля — Лувр Абу-Даби.

Наука + трансмедиа: в Вышке состоялась выставка «Лаборатория ArtMedia&Science»

В начале апреля в корпусе НИУ ВШЭ на Покровском бульваре прошла выставка «Лаборатория ArtMedia&Science». Здесь можно было узнать подробности создания экспонатов и получить информацию об их авторах, а также посмотреть видеоэссе «Пространство соучастия. На пороге нейросетевой революции: искренние коммуникации, креативные практики и искусственный интеллект».

Дизайнеры и издатели: Вышка на книжной ярмарке non/fictio№

С 4 по 7 апреля в Гостином Дворе проходит ярмарка интеллектуальной литературы non/fictio№. Школа дизайна НИУ ВШЭ приглашает на свои стенды и на публичные дискуссии, посвященные актуальным вопросам, стоящим перед практиками книжной индустрии и читателями. Также в ярмарке принимает участие Издательский дом ВШЭ, который представит свои новинки.

Студенты Школы дизайна ВШЭ представят перформанс в театре «Практика»

26 марта факультет креативных индустрий НИУ ВШЭ покажет новую работу в рамках сотрудничества с театром «Практика». Студенты 1-го курса профиля «Ивент-дизайн. Театр. Перформанс» Школы дизайна подготовили перформативную программу к спектаклю «Кровоизлияние в МОСХ», поставленному «Практикой» по пьесе Алексея Житковского.

«Форма здания несет вспомогательную роль, главное — его содержание»

Дизайн среды формирует реальность вокруг человека. Это внешний вид пространств, зданий, объектов, которые нас окружают. Что происходит в этой области сегодня? Что нас ждёт в будущем? И как этому обучать? Об этом и многом другом — в интервью с руководителем направления «Дизайн среды» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Борисом Бернаскони.

Выставка Школы дизайна НИУ ВШЭ — Нижний Новгород в «Рекорде» откроется 12 марта

Бакалавры 1-го курса профиля «Коммуникационный дизайн» нижегородской Школы дизайна ВШЭ представят свои работы 12 марта в Центре культуры «Рекорд». Креативные проекты студенты разрабатывали в течение второго модуля обучения, который предполагает создание двух и более серий шрифтовых и графических плакатов. Кроме того, каждому обучающемуся необходимо было придумать персонажа, который смог бы стать олицетворением их концепта.