• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«RussianTide»: тогда мы пошли к вам, в Россию

17 мая в Высшей школе экономике состоялась презентация книги экс-главы компании Procter&Gamble Джона Пеппера «Russian Tide» («Procter&Gamble. Путь к успеху в России»).

В презентации, помимо Джона Пеппера, проработавшего в структуре Procter&Gamble (P&G) около сорока лет, а до последнего времени руководившего советом директоров Walt Disney Company, участвовали его бывшие коллеги по российскому отделению P&G, президент Американской торговой палаты в России Эндрю Сомерс и научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин, который работал в Российском союзе промышленников и предпринимателей и занимал пост министра экономики в годы, когда P&G начала развивать свой российский бизнес.

Решение о приходе в Россию далось Procter&Gamble нелегко, признал Джон Пеппер. «Нас отговаривали от этого шага, советовали идти в Чехословакию, Польшу, Венгрию, — сказал он. — Но мы не послушали этих советов». Первым партнером компании в России стал Санкт-Петербургский государственный университет, чему немало поспособствовал Анатолий Собчак. А уже в 1993 году компания приобрела свое первое производство в России — завод в Новомосковске (Тульская область). Первоначальные инвестиции составили всего 15 миллионов долларов — смешная по нынешним временам сумма, отметил Джон Пеппер, но в годы экономической неопределенности это были существенные для российской промышленности вложения.

Прибыльным новое производство стало не сразу, но P&G была к этому готова. «Мы ничего не знали о России, и очень важно, что здесь нашлись люди, поддержавшие наш проект, как, например, Анатолий Собчак и Евгений Ясин, который сказал нам: “Приходите и работайте”, — пояснил господин Пеппер. — Нам важно было это услышать от столь авторитетных в России людей».

Джон Пеппер сформулировал пять критериев, определивших успех бизнеса P&G в России. Первый из них — стратегическое видение. «С первого дня мы ставили целью быть лучшей компанией, производящей товары массового потребления в России, — сказал господин Пеппер. — Лучшей не только в плане качества производимых товаров, но и в плане условий труда для персонала и гарантий сотрудничества для наших партнеров».

Второй критерий — правильный выбор конкретных рыночных стратегий. «Думаю, наша компания была первой, которая провела настоящее маркетинговое исследование российских потребителей», — отметил Джон Пеппер. Кроме того, принципиальным было не просто налаживание производства в России, на фабрике в Новомосковске, но и локализация поставщиков сырья. В результате товары производятся на территории России, в основном из российского сырья, что снижает себестоимость и позволяет продавать продукцию по приемлемым для российских потребителей ценам.

Способствует этому и грамотная дистрибуция, выстроенная вдоль Транссибирской магистрали с «ответвлениями», покрывающими большинство российских регионов. «Сейчас такое логистическое решение кажется естественным, но оно не было столь очевидным в начале девяностых годов», — заметил Джон Пеппер.

Четвертый, и, «возможно, самый главный», критерий — ориентация на местные кадры при строительстве и развитии российского отделения компании. По слова господина Пеппера, в P&G существует эффективная система рекрутинга молодых сотрудников, позволяющая выявлять и нанимать на работу лучших студентов и выпускников российских вузов. Инженерами и технологами на предприятии также работают только россияне — их квалификация не уступает умению немецких коллег, которых руководство P&G поначалу хотело привлечь в качестве «супервайзеров».

Наконец, еще одна составляющая успеха — это ценности. «Мы верим в людей и заботимся о них», — сказал Джон Пеппер. Покупка и модернизация фабрики в Новомосковске потребовала жестких кадровых решений, связанных с сокращением неквалифицированного персонала. Но люди не были выкинуты на улицу. Они смогли пройти профессиональную переподготовку и занять новые рабочие места, а часть из них при поддержке компании вообще начали собственный бизнес. Другая сторона «ценностного» фактора — приверженность P&G «постоянному развитию и совершенствованию». «Без этой установки мы не смогли бы пройти ни последний экономический кризис, ни тем более кризис 1998 года», — заключил господин Пеппер.

Отвечая на вопросы аудитории, Джон Пеппер остановился на еще двух аспектах деятельности P&G в России. Завод в Новомосковске он назвал лучшим предприятием компании в плане обеспечения безопасности производства — как для самих работников, так и для окружающей среды. Не менее аккуратной и «чистоплотной» компания стремится быть и в отношениях со своими партнерами и чиновниками. «Не могу сказать, сколько именно раз к нам “приходили”, но у нас жесткие принципы в отношении взяточников, — сказал экс-глава P&G. — Если мы узнаем о случаях коррупции, замешанные в них сотрудники немедленно увольняются».

«Ко мне, — продолжил болезненную для российской экономики и общества тему Джон Пеппер, — очень часто обращаются американские предприниматели, как правило, представители среднего бизнеса, которые откровенно говорят, что не будут инвестировать в Россию из-за процветающей здесь коррупции. Это меня сильно беспокоит, но я надеюсь, действительно надеюсь, что ситуация изменится».

Эндрю Сомерсу был адресован вопрос о том, какое влияние на российско-американские торговые отношения окажет вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Господин Сомерс уверен, что в долгосрочной перспективе эффект от присоединения России к ВТО будет позитивным. В выигрыше окажутся как российские экспортеры, так и потребители, которые после снижения импортных пошлин смогут покупать многие товары по более выгодной цене. А Евгений Ясин выделил другой позитивный аспект: у российских предприятий (в частности, металлургических), выходящих на американский рынок, появятся легальные основания оспаривать в соответствующей комиссии при ВТО протекционистские меры, которые подчас принимают американские власти для защиты своих производителей от внешней конкуренции.

«Слушая господина Пеппера, я представил себе картину тех процессов, которые происходили в России начиная с 1991-1992 годов, — сказал, завершая встречу, Евгений Ясин. — Это был, с одной стороны, кошмар, а с другой — годы исключительно важных, решающих для России перемен. Не всем повезло наладить сотрудничество с сильной американской корпорацией. Новомосковск когда-то назывался Сталиногорском, и местный комбинат находился в очень тяжелом положении. Благодаря Procter&Gamble ситуация там выправилась, и он стал одним из передовых предприятий в России. Взялись бы сейчас наши американские партнеры вкладывать деньги в такое предприятие? Не уверен. Но Procter&Gamble эту дорогу прошел вместе с нами. И мы можем сказать Джону Пепперу “спасибо” не только за его книгу, но за все, что он и его сотрудники делали для российской экономики и продолжают делать».

 

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

«Ядерная политика должна способствовать сдерживанию, но не приводить к эскалации»

В агентстве ТАСС прошла презентация книги директора Института мировой военной экономики и стратегии (ИМВЭС) НИУ ВШЭ Сергея Авакянца, научного руководителя ИМВЭС НИУ ВШЭ Дмитрия Тренина и научного руководителя факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Сергея Караганова «От сдерживания к устрашению. Ядерное оружие, геополитика, коалиционная стратегия».

Трудолюбивый нарцисс-инноватор приведет фирму к успеху

Ученые НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге изучили, как черты личности основателя молодой фирмы влияют на результаты ее работы. Выяснилось, что нарцисс и трудоголик, который при этом внедряет инновации, будет эффективно развивать свою компанию. Статья опубликована в IEEE Transactions on Engineering Management.

Регистрация на Летнюю многопрофильную школу продлится до конца недели

До 26 мая включительно продолжается регистрация и прием портфолио учеников 8–10-х классов на Летнюю многопрофильную школу «Грани предпринимательства», которую НИУ ВШЭ проведет с 4 по 14 июля в Подмосковье. Участников школы ждут встречи с представителями крупных компаний, в числе которых Сбер, VK, Теlе2, КРОК, «Яков и Партнеры» и другие. Стоимость участия — 20 тысяч рублей, есть возможность получения скидки.

ИД ВШЭ принял участие в международной книжной ярмарке non/fiction

В начале апреля в Гостином дворе на Ильинке прошла Международная ярмарка интеллектуальной литературы «non/fiction Весна». В ней приняли участие более 250 издательств, посетили ярмарку 42 266 человек. Издательский дом Высшей школы экономики — постоянный участник ярмарки, традиционно готовящий к ее началу книжные новинки.

Проекты студентов ВШЭ вошли в топ-10 стартапов молодежных акселераторов Сбера

Бизнес-проекты Александра Зыкова и Никиты Нехаенко, первокурсников образовательной программы «Бизнес-информатика» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, оказались в топ-10 лучших стартапов молодежных акселераторов Сбера. Кроме того, недавно ребята также приняли участие в ТВ-шоу «Гонка стартапов», которое выходит еженедельно на телеканалах «Пятница!» и «Суббота!».

Александр Шохин: «Нам нужен инвестиционный рывок»

Отечественный бизнес адаптировался к санкциям и продолжает успешно развиваться. При этом Россия должна оставаться ключевым игроком мирового рынка, участвовать в формировании новых правил игры, разрабатывать альтернативные валютно-финансовые и платежно-расчетные системы. Об этом говорил президент Высшей школы экономики, глава РСПП Александр Шохин в своем выступлении на пленарном заседании Международного форума Финансового университета при Правительстве РФ «Россия и мир: новые стены или новые правила?».

«Предприниматель должен стать действующим лицом и бенефициаром деятельности университета»

В Институте образования НИУ ВШЭ состоялась экспертная дискуссия о предпринимательской деятельности студентов и обучении предпринимательству в университетах. В ней приняли участие эксперты из системы высшего образования, в том числе руководители Вышки, а также представители Госдумы, Агентства стратегических инициатив и действующие предприниматели.

Тест на соответствие: как действует новая система отбора на Всероссийский кейс-чемпионат

Система отбора команд, которые получат приглашение к участию в региональном этапе Всероссийского кейс-чемпионата школьников по экономике и предпринимательству, в этом году изменилась. Если раньше потенциальным участникам — командам из 2–4 учеников 9–11-х классов и студентов СПО — нужно было записать и представить видеовизитку, то в этом году им предлагается пройти квалификацию, или квалификационное тестирование, в период с 6 по 9 октября.

Регистрация на кейс-чемпионат школьников по экономике и предпринимательству продлится до 5 октября

21 августа началась регистрация участников IV Всероссийского кейс-чемпионата школьников по экономике и предпринимательству. Инициатор его проведения и генеральный партнер — Минэкономразвития России. К участию приглашаются команды из 2–4 учеников 9–11-х классов и студентов любого курса профессиональных колледжей. Если в предыдущие годы допуском к кейс-чемпионату служила видеовизитка, то теперь каждому участнику команды нужно будет пройти индивидуальное квалификационное тестирование.

НИУ ВШЭ и «Движение первых» заключили соглашение о сотрудничестве

В конце июня Высшая школа экономики и Российское движение детей и молодежи « Движение первых» подписали соглашение о сотрудничестве. В ближайших совместных планах — работа с абитуриентами, запуск испытаний норматива технологической грамотности «ТехноГТО» и развитие молодежного предпринимательства.